Уважаемые пользователи архивной информации!

Предлагаем вашему вниманию очерк многолетнего исследователя истории Уралмашзавода, давнего друга и фондообразователя ЦДООCO Сергея Степановича Агеева и главного редактора Ассоциации независимых фотожурналистов Андрея Михайловича Колмакова "Как проектировался Уральский завод тяжелого машиностроения. Историко-архивное исследование по материалам ЦДООСО и Музея истории Уралмашзавода".

Искренне надеемся, что публикуемый материал вызовет интерес у наших читателей, интересующихся историей Урала и Екатеринбурга-Свердловска.


Агеев С.С., Колмаков А.М.

Не так давно получила хождение точка зрения, что Уралмашзавод спроектировали и построили фирмы Германии, заодно якобы передавшие заводу техническую документацию на производство машин. При этом документов, которые свидетельствовали бы о «германском следе», нет; более того, пока были живы подлинные создатели Уралмаша, не было и никаких фантазий на эту тему.

Однако в многочисленных изданиях по истории Уралмашзавода нет имен тех, кто внес наиболее весомый вклад в его создание, за исключением А.П. Банникова, управляющего Уралмашиностроя, и В.Ф. Фидлера, главного инженера проекта Уралмашзавода.

Сейчас в связи с возросшим интересом к истории индустриализации СССР вновь возникает вопрос о том, кто же, все-таки, проектировал заводы и фабрики, внедрял новые для советского тяжелого машиностроения технологии? Документов на этот счет в архивах Екатеринбурга более чем достаточно.

В настоящем исследовании представлена подборка документов, находящихся на хранении в ЦДООСО и Музее истории Уралмашзавода, в том числе приказы, распоряжения, постановления, деловые письма, воспоминания участников создания «завода заводов».

В 1925 году состоялся XIV съезд ВКП(б), «съезд индустриализации». Первым необходимым шагом по реализации его решений на Урале стало создание в октябре 1925 года при Уралсовнархозе бюро по проектированию новых и переоборудованию старых заводов – Уралпроектбро – первой проектной организации на Урале. Его управляющим был назначен С.М. Зеленцов, главным инженером – выдающийся горный инженер и металлург В.А. Гассельблат.

25 октября 1925 года Президиум Уральского областного совета народного хозяйства (УОСНХ) постановил: «Принимая во внимание чрезвычайную сложность постройки машиностроительного завода, задачей которого будет снабжение всех отраслей уральской и сибирской промышленности и, в первую очередь, металлической промышленности различными механизмами тяжелого типа, предложить Уралпроектбюро приступить к составлению предварительного проекта на постройку машиностроительного завода в Свердловске».

Проектирование Уральского машиностроительного завода (УМЗ) началось в 1926 году.

Участница проектирования Уралмашзавода В.А. Ширяева в воспоминаниях утверждала, что в качестве образца был выбран американский завод по производству прокатного оборудования Allis Chalmers (германские заводы тяжелого машиностроения в то время уже явно отставали от аналогичных в США), и потому проектировщики Уралмашзавода начали изучение английского языка, который тогда был еще мало распространен.

Воспоминания В.А. Ширяевой
Из фондов музея истории Уралмашзавода

Воспоминания В.А. Ширяевой Из фондов музея истории Уралмашзавода

Но в 1926 – 27 годах еще не было четкого понимания необходимости строительства крупного машиностроительного завода на Урале. Руководство Уральской области планировало только создание локального завода тяжелого машиностроения, главным образом, для реконструкции старых уральских металлургических заводов. В то же время часть руководства СССР поддерживала планы развития и расширения одного только Краматорского завода на Украине.

В письме руководству Гипромеза от 31 декабря 1927 года № 251 УОСНХ выразил протест против обоснования развития Краматорского завода потребностями Урала как совершенно неприемлемого. Письмо заканчивалось так: «Мы просим намечаемое расширение Краматорского завода основывать на потребностях Юга и центра СССР, а не на потребностях Урала и Сибири».

В июне 1927 года Уралпроектбюро было реорганизовано в Уральское областное отделение государственного института по проектированию новых металлических заводов (Уралгипромез).

Предполагалось, что к руководству работами будут привлечены иностранные специалисты, но русские эмигранты из Харбина от поездки на Урал воздержались. Тогда было принято решение пригласить в Свердловск ведущих специалистов из Москвы и Ленинграда, но и они отказались переезжать в Свердловск. В итоге начальником техотдела был назначен Н.В. Соколов из Надеждинска (переименованного в 1939 году в Серов). Начальником машиностроительного отдела стал преподаватель Уральского политехнического института, ранее – директор Надеждинского металлургического завода – Ф.Ф. Эйхе, а его заместителем –высококомпетентный уральский специалист в области машиностроения П.М. Ситников. Чуть позже к работе в Уральском филиале Гипромеза приступил главный инженер златоустовских заводов В.Ф. Фидлер, назначенный главным инженером проекта Уралмашзавода и техническим директором Уралмашиностроя.

5 мая 1930 года на базе Уралгипромеза был создан Уралгипромаш – Уральский институт по проектированию машиностроительных заводов, в который из Уралгипромеза были переведены 40 специалистов. Главным инженером Уралгипромаша был назначен Ф.Ф. Эйхе. Уралгипромаш в 1939 году был переименован в Свердгипротяжмаш, позднее – в Уралгипротяжмаш. Основными объектами проектирования Уралпроектбюро стали Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский машиностроительный завод (УЗТМ) и Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле.

Фото участников проектирования Уралмашзавода, ММК и УВЗ
Сидят: первый справа Ф.Ф. Эйхе, второй – В.Ф. Фидлер, в центре В.А. Гассельблат
Из фондов Музея истории Уралмашзавода

Фото участников проектирования Уралмашзавода, ММК и УВЗ Сидят: первый справа Ф.Ф. Эйхе, второй – В.Ф. Фидлер, в центре В.А. Гассельблат Из фондов Музея истории Уралмашзавода

В числе других проектировщиков Уральского завода тяжелого машиностроения особо выделяются инженеры еще дореволюционной выучки Дмитрий Андреевич Патрушев (проект кузнечно-прессового цеха), Шах-Али Музафаров и Виктор Иванович Попов (проект ТЭЦ), Владимир Петрович Верещагин (проект мехцеха № 1). Комплекс металлургических цехов проектировался под руководством Алексея Иосифовича Баландина. В условиях острой нехватки кадров пришлось все же привлечь в качестве рядовых проектировщиков техников и лиц с начальным высшим образованием, компенсировавшим недостаток знаний энергией и энтузиазмом.

Владимир Фёдорович Фидлер в 1911 году окончил Томский технологический институт, после окончания которого работал в 1911 – 1917 годах заведующим шанцевым производством Златоустовского казенного горного завода; позже был назначен главным инженером златоустовских заводов. С 1926 года – главный инженер по постройке Уральского завода тяжелого машиностроения Уралмашинострой в Свердловске.

Фёдор Фёдорович Эйхе родился 6 июня 1867 года в Санкт-Петербурге в семье коллежского советника. В 1892 году окончил Санкт-Петербургский технологический институт, работал на руководящих должностях на ряде заводов.

Виталий Алексеевич Гассельблат также родился в российской дворянской семье и был потомком шведа, взятого в плен в ходе Северной войны. В 1900 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет и получил блестящее техническое образование. К моменту назначения главным инженером Уралпроектбюро имел значительный опыт практической работы на промышленных предприятиях. С 1920 года преподавал в Уральском политехническом институте. В конце 1925 года стал заведующим машиностроительным отделом Уралгипромеза; с 1930 года работал в Уралгипромаше.

Большая помощь была оказана проектировщикам профессором двух ленинградских вузов Александром Ивановичем Белоножкиным. Ранее он работал директором Путиловского завода, директором правления товарищества братьев Нобель. С 1926 года заведовал машиностроительным отделом Гипромеза. Именно А.И. Белоножкин утвердил первую номенклатурную программу будущего машиностроительного завода на 18246 тонн механоизделий и выбрал в 1926 году площадку под строительство будущего флагмана тяжелого машиностроения СССР.

Протокол осмотра площадки для выбора места строительства
Уралмашзавода, подписанный А.И. Белоножкиным
Из фондов музея истории Уралмашзавода

Протокол осмотра площадки для выбора места строительства Уралмашзавода, подписанный А.И. Белоножкиным Из фондов музея истории Уралмашзавода
Выписка из протокола № 32 Уралгипромеза от 2 февраля 1927 года
ЦДООСО. Ф.4. Оп. 5. Д. 315. Л. 1
Выписка из протокола № 32 Уралгипромеза от 2 февраля 1927 года
ЦДООСО. Ф.4. Оп. 5. Д. 315. Л. 1 об.
 
Выписка из протокола № 32 Уралгипромеза от 2 февраля 1927 года ЦДООСО. Ф.4. Оп. 5. Д. 315. Л. 1 – 1 об.

Ориентировочный план расхода средств и последовательного осуществления построек Уральского машиностроительного завода с 1926 по 1934 гг.ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 113

Ориентировочный план расхода средств и последовательного осуществления построек Уральского машиностроительного завода с 1926 по 1934 гг. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 113

Ориентировочный план развертывания производительностиУральского машиностроительного заводаЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 112

Ориентировочный план развертывания производительности Уральского машиностроительного завода ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 112

Проект номенклатуры выпускаемой продукции
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 108

Проект номенклатуры выпускаемой продукции ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 108

14 – 17 мая 1928 года состоялась 5-ясессия Технического совета Гипромеза, на которой был утвержден предварительный проект Уралмашзавода. Пояснительная записка к нему была издана в том же году отдельной книгой.

Пояснительная записка предварительного проекта УралмашзаводаИз фондов музея истории Уралмашзавода

Пояснительная записка предварительного проекта Уралмашзавода Из фондов музея истории Уралмашзавода

Генеральный план УралмашзаводаИз книги «Уральский машиностроительный завод»

Генеральный план Уралмашзавода Из книги «Уральский машиностроительный завод»

Эскизный проект мехцеха № 1Из фондов музея истории Уралмашзавода

Эскизный проект мехцеха № 1 Из фондов музея истории Уралмашзавода
Справка об истории решения вопроса о строительстве Уралмашзавода
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 22
Справка об истории решения вопроса о строительстве Уралмашзавода
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 22 об.
 

 

Справка об истории решения вопроса о строительстве Уралмашзавода
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 23
Справка об истории решения вопроса о строительстве Уралмашзавода
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 23 об..
 
Справка об истории решения вопроса о строительстве Уралмашзавода ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 315. Л. 22 – 23

План первой очереди строительства Уралмашзавода с 1926 по 1931 гг.,
подписанный директором строительства Уралмашзавода
А.П. Банниковыми главным инженером В.Ф. Фидлером
ЦДООСО. Ф. 4.Оп. 5. Д. 315. Л. 110

План первой очереди строительства Уралмашзавода с 1926 по 1931 гг., подписанный директором строительства Уралмашзавода А.П. Банниковыми главным инженером В.Ф. Фидлером ЦДООСО. Ф. 4.Оп. 5. Д. 315. Л. 110

Уралмашзавод еще строился, когда почти все ведущие разработчики проекта Уралмашзавода оказались репрессированными. Первым из них стал арестованный в 1930 году будучи главным инженером Магнитостроя В.А. Гассельблат, осужденный в 1931 и скончавшийся в заключении в 1932 году. Такая же судьба постигла профессора А.И. Белоножкина, арестованного в 1931 году как член Промпартии и приговоренного к расстрелу с заменой десятью годами ИТЛ; профессор, которому на момент ареста было 67 лет, скончался в заключении. В 1934 году был расстрелян заместитель технического директора Уралмашзавода А.И. Баландин, в 1938 году – В.И. Попов, заместитель главного механика по энергетике, создатель самой эффективной в то время в стране уралмашевской ТЭЦ. В 1934 году был осужден Д.А. Патрушев, создатель одного из самых мощных в мире кузнечного-прессового цеха Уралмашзавода; его расстреляли уже в лагере. В 1934 году был объявлен вредителем руководитель проекта Уралмашзавода В.Ф. Фидлер, к тому времени уже скончавшийся, но надолго запятнанный обвинением в руководстве целой шпионско-диверсионной организацией.

Проектировщик мехцеха №1В.П. Верещагин был арестован в 1935 году, после отбытия пятилетнего срока в лагерях на завод не вернулся. Та же судьба постигла энергетика Ш.-А. Музафарова.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что Уралмаш был создан силами именно советских, а вовсе не иностранных инженеров. Надеемся, что наша статья послужит возвращению из забвения имен выдающихся специалистов, проделавших в невероятно сжатые сроки титаническую работу по проектированию флагмана тяжелого машиностроения, обеспечившего потребности отечественной горной и металлургической промышленности в современной технике.

Авторы выражают признательность директору компании «Мир ткани» Флюре Борисовне Зинчук, специалистам Центра документации общественных организаций Свердловской области за помощь и поддержку в работе над проектом.