Айнутдинов Антон Сергеевич
Свердловское отделение Союза художников России
Кандидат филологических наук, историк искусства
Екатеринбург, Россия
ant-one@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-8616-9656
ResearcherID: АAD-6662-2022

В статье рассматривается амбивалентность столетней годовщины со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина в исторических фактах и культурных событиях, проявившихся сначала в создании специальных организационных комитетов по празднованию этой даты и принятию ими соответствующих документов с перечнями рекомендованных мероприятий в области образования, науки и искусства, а далее и в появлении художественных произведений о русском поэте и писателе, созданных вследствие реализации разработанных планов и решений. Впервые в исторической и искусствоведческой науках с опорой на введение нового корпуса архивных документов реконструируется процесс оформления Свердловского Дворца пионеров и комнаты сказок в нем по мотивам творчества А.С. Пушкина к празднованию в 1937 году столетней годовщины трагического ухода из жизни выдающегося писателя и поэта. 19 апреля 2023 года во время совещания с членами правительства президент России Владимир Путин предложил вернуться к утраченному названию «пионеры» в российском детском движении. Нам представляется, что это название после своего возвращения должно оказывать влияние и на внутреннее содержание, программу действий данного внешкольного движения с оплотом в нем на разностороннее культурное воспитание детей и их участие в повышении значимости и роли российского искусства и науки во всем мире. Настоящая статья нам видится как изучение советского опыта по привлечению уральских и палехских художников и скульпторов к оформлению важного и одного из первых в СССР объектов образования, связанного с пионерским движением, — Дворца пионеров в Свердловске, ставшего во второй половине 1930-х годов, наряду с аналогичными учреждениями в других городах СССР, домом пионеров и школьников, который помогал формировать в сознании советских детей с раннего возраста социалистической мечты о борьбе за все лучшее против всего плохого в планетарном масштабе.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, памятные мероприятия 1937 года, свердловские живописцы, свердловские скульпторы, художники Палеха, Свердловский Дворец пионеров, статуи, комната пушкинских сказок, монументально-декоративная живопись.

The centennial anniversary of the death of A.S. Pushkin in the works of art and cultural events of the Sverdlovsk and Palekh fine arts in 1937

Ainutdinov Anton Sergeevich
Sverdlovsk Branch of the Union of Artists of Russia
Candidate of Philological Sciences, art historian
Yekaterinburg, Russia
ant-one@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-8616-9656
ResearcherID: AAD-6662-2022

The article examines the ambivalence of the centennial anniversary of the death of Alexander Pushkin in historical facts and cultural events, manifested first in the creation of special organizing committees to celebrate this date and their adoption of relevant documents with lists of recommended activities in the field of education, science and art, and then in the appearance of works of fiction about the Russian poet and writer, created as a result of the implementation of the developed plans and solutions. For the first time in the historical and art history sciences, based on the introduction of a new body of archival documents, the design process of the Sverdlovsk Palace of Pioneers and the fairy tale room in it is reconstructed based on the work of A.S. Pushkin for the celebration in 1937 of the centennial anniversary of the tragic passing away of the outstanding writer and poet. On April 19, 2023, during a meeting with members of the government, Russian President Vladimir Putin proposed to return to the lost name «pioneers» in the Russian children's movement. It seems to us that this name, after its return, should also influence the internal content, the program of actions of this extracurricular movement with a mainstay in it for the versatile cultural education of children and their participation in increasing the importance and role of Russian art and science throughout the world. We see this article as a study of the Soviet experience in attracting Ural and Palekh artists and sculptors to design an important and one of the first educational objects in the USSR associated with the pioneer movement — the Palace of Pioneers in Sverdlovsk, which became in the second half of the 1930s, along with similar institutions in other cities of the USSR, the house of pioneers and schoolchildren, who helped to form in the minds of Soviet children from an early age the socialist dream of fighting for the best against everything bad on a planetary scale.

Keywords: A.S. Pushkin, commemorative events of 1937, Sverdlovsk painters, Sverdlovsk sculptors, Palekh artists, Sverdlovsk Palace of Pioneers, statues, Pushkin's Fairy tales room, monumental and decorative painting.

Введение

Историография изучения исторических фактов и культурных событий, связанных со столетней годовщиной смерти А.С. Пушкина, в 1990-2000-е годы имела ярко выраженный буржуазно-идеологический характер, направленный в исследовательской литературе на столкновение двух непримиримых подходов: отражения линии официальных и поэтому «ангажированных» марксистской идеологией празднеств в СССР, противоречащей линии отражения всемирного и поэтому в представлениях исследователей свободного пушкинского чествования благодаря активным действиям российских эмигрантских кругов за границей при поддержке иностранных властей. Достаточно подробно это современное своеобразие отражено в отобранных для упоминания в статье Л.М. Солдатовой событий и пушкинских мероприятий, происходивших в Западной Европе в 1937 году [1, с. 201-214]. В другой статье из Временника Пушкинской комиссии, написанной «по горячим следам» в 1937 году, напротив, годовщина в СССР преподнесена исходя из систематизации внутрисоветских мероприятий, событий и т.п. [2, с. 492-527]. При обращении к данным источникам по этой теме складывается стойкое понимание того, что они оба не лишены недостатков. Так, совершенно очевидно, что советские мероприятия не являлись по своей цели опережающими иностранные, инициаторами которых были уехавшие в Западную Европу и США бывшие российские граждане, как это преподнесено в подборке фактов Л.М. Солдатовой. Пушкинские события в СССР не ставили своей главной целью с идеологических позиций затмить собой то, что делали эмигранты и иностранцы. В противном случае это скрыло бы значение самой даты смерти великого предка, памяти которой были уделены и решения органов власти о праздновании, и созданные произведения советской интеллигенцией, и народный интерес к пушкинскому наследию. В то же время очень подробное перечисление масштабных в Советском Союзе пушкинских мероприятий, размещенных во Временнике Пушкинской комиссии, не содержит ряда событий, ставших фактами в области изобразительного искусства, прежде всего, на периферии страны. Например, в статье П. Попова, М. Калаушина, Н. Шиманова не упоминаются росписи стен пушкинской комнаты палехскими художниками, выполненные к открытию свердловского Дворца пионеров. Наша статья, не претендуя на всеобъемлемость, ставит своей целью исправление фактологического пробела как в описании неполной хроники пушкинских дней в СССР, так и в систематизации документальных материалов, имеющих отношение к свердловскому изобразительному и палехскому искусству сталинской эпохи довоенного периода в части появления дворца пионеров.

Памятные мероприятия по случаю столетия со дня гибели Пушкина несли в себе отпечаток международного масштаба. Приведем лишь некоторые события, которые свидетельствуют о той роли, которую играла личность Пушкина для культуры в XX веке. В Париже к годовщине смерти одну из центральных городских улиц власти города решили назвать именем поэта. В Лондоне газета «Times» поместила большую статью о значении поэта для Советской России. Ряд венгерских, югославских и болгарских газет также разместили на своих страницах печатные материалы о поэте, подчеркивая вину в его гибели, лежавшую на царском режиме. В иранском Тегеране полпредством СССР был организован прием и концерт. Иранское правительство оганизовало в Тегеранском университете собрание, на котором иранские поэты прочитали переведенные на персидский язык произведения Пушкина. В Брюсселе полпредство СССР в этой стране подготовило пушкинскую выставку и ряд публичных выступлений для литературных кругов. Радиостанции Швеции, Дании и Норвегии вышли в эфирсо специальными передачами о поэте. В Софии болгарская академия наук созвала торжественное заседание, посвященное творчеству Пушкина. В софийской опере представили на болгарском языке постановку «Евгения Онегина» [3, с. 1]. В Киеве в Академии наук Украинской ССР провели торжественное собрание, посвященное литературному творчеству Пушкина. Поэт Павел Тычина, говоря о Пушкине на этом собрании, заметил: «Пушкин! Пушкин! Если бы ты знал, на какой счастливой земле мы тебя чествуем! а кто дал нам это счастье? Великая пролетарская революция, коммунистическая партия, товарищ Сталин» [4, с. 2]. Гослитиздат УССР выпустил более миллиона экземпляров книг с произведениями Пушкина. В Тбилиси в рамках празднований провели научную сессию в Тбилисском университете с одиннадцатью научными докладами о литературном творчестве Пушкина, была организована специальная выставка с документами, фотографиями и картинами, связанными с его пребыванием в Грузии. Вышли в свет два тома избранных произведений, переведенных на грузинский язык. В Ташкенте имя поэта было присвоено Ташкентскому институту языка и литературы, открыт ему памятник [5, с. 1; 6, с. 2]. Танкер «Батуми», находящийся у берегов Калифорнии, передал радиограмму в Туапсе о готовности команды моряков к пушкинскому вечеру в день годовщины. на танкере «Эльба» в Черном море членами корабельной команды был издан самодельный бюллетень и альбом о творчестве Пушкина к дате памяти [там же, с. 1]. Этот список не полный, более подробно обо всех международных событиях в честь «солнца русской поэзии» подробно писала советская и зарубежная печать. Многочисленные мероприятия в память о Пушкине, по поводу его творчества и трагической гибели продолжались в течение всего 1937 года как в странах с социалистической, так и с капиталистической формами организации экономического, государственного устройства.

«А я прямо из института, ’’как Чацкий с корабля на бал!’’»

Подготовка к памятной дате в Советском Союзе началась в 1934 году до и после Первого Всесоюзного съезда советских писателей. 27 июля 1934 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации Всесоюзного Пушкинского комитета с формулировкой «ввиду приближающегося столетия со дня смерти великого русского поэта, создателя русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы А.С. Пушкина, погибшего под пулей международного авантюриста, исполнявшего волю помещичьей аристократии» [7, л. 22, 91]. Исходя из логики и стиля этой формулировки, можно сделать предположение о том, что конечным ее автором был секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, любивший подобные хлесткие и излишне марксистско-клишированные словесные обороты. В печати постановление обнародовали через месяц, 27 августа 1934 года от имени Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР, высшего государственного органа власти в стране, постановившего учредить специальный Всесоюзный комитет под руководством писателя А.М. Горького, которому поручили разработать «мероприятия по увековечиванию памяти великого поэта и содействовать широкой популяризации его творчества среди трудящихся Советского Союза» [8, с. 2]. Внутриполитическая партийная борьба за доминирование в высших эшелонах власти в 1930-е годы и убийство С.М. Кирова повлекли за собой отсрочку в работе старого состава пушкинского комитета и тем самым обеспечили в нем неизбежные кадровые изменения. 15 декабря 1935 года Политбюро внесло коррективы в прежний текст постановления, в его новой редакции отныне подчеркивалась мировая историческая роль А.С. Пушкина, «обогатившего человечество бессмертными произведениями художественного слова» [9, л. 35, 79-80]. 16 декабря 1935 года ЦИК СССР на основе решения Политбюро подготовил в свою очередь также новое постановление, подтвердившее обновленный список членов комитета и указавшее необходимость выработки перечня мероприятий для увековечивания памяти Пушкина «среди народов Союза ССР», а также зафиксировавшее сроки «всех подготовительных работ», которые должны были закончиться «за три месяца до дня годовщины смерти поэта — 10 февраля 1937 года». В состав комитета вошли 48 человек под председательством А.М. Горького, определен президиум и рабочие комиссии: реставрационно-мемориальная, художественная, издательская, выставочная, по вузам, по учебным заведениям, массовая. (Ил. 1).

Ил. 1. Фомичев В.И, Ляхин Г.В. А.М. Горький. 1936. Гравюра. Иллюстрация из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 1. Фомичев В.И, Ляхин Г.В. А.М. Горький. 1936. Гравюра.
Иллюстрация из газеты «Уральский рабочий».

В постановлении объявлялось о создании аналогичных комитетов в союзных, автономных республиках, областях, в городах и районах, сельсоветах, на заводах, в колхозах, на железнодорожном и водном транспорте, в библиотеках и клубах, в школах, техникумах и вузах [1, с. 204]. Этот текст постановления в сокращенном варианте был обнародован в печати на следующий день, 17 декабря [10, с. 2]. Таким образом, впервые за всю российскую историю на государственном уровне память выдающегося русского поэта и писателя А.С. Пушкина было предложено отметить всем народам СССР столь масштабно, поистине всенародно [11, с. 1].

В конце 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло целый ряд организационных решений в связи с предстоящей памятной датой. Так, оно постановило Совету Народных Комиссаров СССР открыть на месте дуэли поэта на Черной речке и в Пушкинском заповеднике Академии наук (с. Михайловское) памятники, создать в последней квартире Пушкина в Ленинграде на Мойке и в селе Михайловском музеи. Кроме того, члены Политбюро поручили исполнительным органам власти установить мемориальные доски в местах, связанных с жизнью и творчеством поэта. Документом было определен объем денежных средств на эти и другие цели. В числе них значились: проведение крупной Всесоюзной Пушкинской выставки в здании Исторического музея, выпуск собраний сочинений А.С. Пушкина различными издательствами [12, л. 5, 93-95]. 8 февраля 1937 года Политбюро утвердило проект постановления Президиума ЦИК СССР о переименовании ряда объектов в честь поэта: улицы Большая Дмитровка в Москве в улицу Пушкинская, Нескучной набережной Москва-реки в Пушкинскую, Останкино в Пушкинское, Детского Села в Пушкин, Биржевой площади в Ленинграде в Пушкинскую площадь, имя А.С. Пушкина присвоить Государственному академическому театру драмы в Ленинграде и Государственному музею изобразительных искусств в Москве [13, л. 69]. Центральное торжественное заседание состоялось 11 февраля 1937 года в Большом академическом театре в Москве с участием членов Полибюро ЦК ВКП(б), с официальными речами партийных работников о роли Пушкина, силе его произведений, а также в сопровождении концертных выступлений ведущих государственных ансамблей, хоров, оркестров Советского Союза [14, с. 1].

Параллельно была развернута организационная деятельность в провинции. к ней присоединились властные круги Свердловской области. 2 декабря 1936 года постановлением Президиума Свердловского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов сообщалось о создании комитета для принятия решений о праздновании юбилейной даты. В этот комитет по аналогиисо всесоюзным включили 27 человек — представителей партийных, образовательных, писательских, театральных кругов и культурных работников. Возглавил комитет заместитель председателя Свердовского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иосиф Хорош. В состав комитета также был включен начальник Управления по делам искусств при Свердловском областном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Николай Виницкий. Для эффективной выработки юбилейных мероприятий в новоявленном комитете были учреждены самостоятельные комиссии: по профессиональному искусству, по школам и детским учреждениям, по печати и литературе, по лекционной работе, по клубам, дворцам культуры, избам-читальням и библиотекам. Наряду с областным был создан и свердловский городской комитет под руководством председателя Свердловского городского Совета депутатов трудящихся Николая Мизенко. на совместном заседании областной и городской комитет 11 февраля 1937 года объявили о главных мероприятиях, в число которых они записали присвоение имени поэта одной из лучших школ и клубу строителей, установление пушкинских стипендий учащимся, проведение кинофестиваля по произведениям литератора, карнавалов в парках и на катках по мотивам пушкинского творчества, создание на площади 1905 года ледовой скульптуры на тему дуэли Пушкина с Дантесом. При этом стоит отметить, что на заседаниях областного комитета докладывалось о неготовности кооперативного товарищества «Уралхудожник» к торжествам, отсутствия у него плана создания произведений, посвященных Пушкину. Свердловский оргкомитет Союза советских художников, наоборот, сообщалось в одном из документов заседаний областного комитета по подготовке проведения юбилейных мероприятий, проявил себя активно, положительным образом и выступил с инициативой открыть в память о поэте художественной выставки, состоящей из произведений членов местной творческой организации [15, л. 110-117об]. Выставка открылась зимой 1937 года в картинной галерее, на ней были выставлены произведения Юрия Иванова «Пушкин перед дуэлью», «Пушкин в селе Михайловском», Татьяны Партиной «Пушкин слушает нянины сказки», Олега Коровина «Дуэль», Андрея Кикина «Портрет Пушкина», Виктора Зинова «Пушкин на Кавказе», Ильи Камбарова «А.С. Пушкин» и других авторов [16, с. 4]. (Ил. 2).

Ил. 2. Камбаров И.А. Бюст А.С. Пушкина. 1936-1937. Дерево, резьба. 57×31×41. Объединенный музей писателей Урала. Источник: www.goskatalog.ru
Ил. 2. Камбаров И.А. Бюст А.С. Пушкина. 1936-1937. Дерево, резьба. 57×31×41.
Объединенный музей писателей Урала.
Источник: www.goskatalog.ru

Торжественное юбилейное заседание, посвященное памяти А.С. Пушкина, состоялось в Свердловском театре музыкальной комедии 10 февраля 1937 года. Оно собрало делегатов от творческой и пролетарской интеллигенции всего города. Настроение участников торжества выразил один из участников, студент, который в разговоре с товарищем не скрывал эмоций. Его слова как доказательство того, что празднества в СССР имели народный характер, приводила на своих страницах газета «Уральский рабочий»: «А я прямо из института, ’’как Чацкий с корабля на бал!’’» [17, с. 2]. Председатель городского комитета по празднованию юбилейной даты Н. Мизенко в ходе официальной части заседания отметил идеологический сдвиг в советском марксизме, благодаря которому колоссальное значение обрела национальная сталинская политика, подарившая и сделавшая «возможным такое грандиозное культурное сближение гениального поэта с народом» [там же, с. 2]. Международный характер событию добавили краски городского комитета. В соответствии с его решениями Свердловским радиокомитетом был организован городской конкурс на лучшего чтеца произведений Пушкина с призовым фондом для победителя в 400 рублей [18, л. 19]. В состязании поэтической декламации стихотворений принимали участие не только русские, но и татары с башкирами, проживавшие на Урале. на местном уралмашевском радиоузле в один из дней некоторые из свердловских мусульман прочитали для радиослушателей Сталинского района пушкинские лирические стихотворения, переведенные на татарский язык [19, с. 2].

Таким образом, созданный в столице СССР Всесоюзный комитет по подготовке и проведению культурных мероприятий в память о Пушкине дублировался на всей территории союзного государства локально-территориальными структурами, ответственнымиза юбилей на периферии. В Свердловске к ним относились областной и городской комитеты, которые предложили перечень планировавшихся событий на региональном и местном уровне в учреждениях искусства, образования, науки, на заводах и в колхозах, на транспорте и в воинских частях.

Заказ на сумму 114 тысяч рублей

Конструктивная, практическая, духовная связь пионеров, школьников и юных художников с творчеством А. Пушкина была поставлена на передний край образовательной, воспитательной, патриотической работы ленинградским Дворцом пионеров. В 1936 году дирекция учреждения обратилась к юным советским гражданам с обращением о том, что внимание к литературному наследию родоначальника новой русской художественной словесности имеет чрезвычайное значение для изобразительного искусства. Подчеркивалось, что популяризация его имени и произведений — это почетная и актуальная задача как для взрослых мастеров, так и для подрастающего поколения: «Коммунистическая партия и советское правительство делают все необходимое для продвижения произведений Пушкина в самые широкие слои трудящихся. <...> Именно сейчас, когда вся страна советов готовится к Пушкинскому юбилею, перед каждым юным художником — пионером и школьником — возникает почетная задача посвятить свои ближайшие работы памяти гениального поэта» [20, с. 3-5]. Свердловская дирекция будущего дворца отставала в этой работе, поскольку в отличие от города Ленина, где на особом контроле первого секретаря Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б) А. Жданова стояло переформатирование Аничкова дворца в дом пионеров, уральская партноменклатура с прохладой относилась к быстрому строительству нового большого учреждения. Сроки его открытия «позорно переносились» в течение 1937 года неоднократно, 1 января и 1 мая [21, с. 3]. Однако нельзя сказать, что поступательное движение прекратилась вовсе, несмотря на очевидные кадровые, денежные, политические сложности.

Замысел появления в Свердловске центрального детского учреждения дополнительного образования, основанного на принципах пионерского движения, обсуждалась областной партийной организацией в течение первой половины 1930-х годов. на первых порах в планах устроителей Дворец пионеров должен был получить свое собственное, вновь построенное здание для размещения в нем учреждения внешкольного детского образования с профильными кружками, секциями, клубами. 10 ноября 1934 года на заседании бюро Свердловского областного комитета ВКП(б) было принято соответствующее решение партии о строительстве этого Дома пионеров и школьников [22, л. 3]. Летом 1935 года заместитель председателя Свердловского облисполкома Николай Иконников направил секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину и председателю Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславу Молотову письмо с информацией о том, что в городе Свердловске предлагается строительство нового Дома для пионеров и школьников в  отдельном благоустроенном кирпичном здании [23, л. 35]. Однако далее произошло разительное изменение в этом плане. Зимой и весной 1936 года свердловскими властями под размещение Дворца пионеров был определен бывший Харитоновский дом [24, л. 109об; 25, л. 66]. Осенью 1936 года председатель Свердловского облисполкома Василий Головин на заседании бюро Свердловского областного комитета ВКП(б) докладывал об окончательном перепрофилировании бывшей усадьбы Харитонова и о плане предстоящих ремонтных работ в ней [26, л. 29]. Таким образом, изначальный замысел строительства нового здания был заменен на иное решение, только лишь на ремонтные работы в усадьбе под размещение в нем Дворца пионеров. Скорее всего, данное решение имело политический характер и диктовалось общесоюзным принципом передавать старые помещичьи и аристократические дворцы и усадьбы для потребностей пионерской организации. Тем не менее, несмотря на поступательное движение в реализации нового замысла, первые серьезные изменения произошли все-таки не внутри харитоновской усадьбы, а в саду, расположенном рядом с ней. к 1936 году его некогда былая красота английского стиля померкла, деревья и дорожки требовали ухода.

30 июля 1936 года произошло открытие Харитоновского сада для массового посещения горожанами, переименованного в парк Дворца пионеров [27, с. 1]. к этому моменту уже было полностью закончено его благоустройство. В архиве Союза художников есть документ, из которого видно, что принимали участие в создании эскизов и проектировании объектов для парка пионеров мастера свердловского изобразительного искусства. Федор Шмелев отвечалза эскиз эстрады, Сергей Михайлов — пристани, Александр Жуков — физкультурной площадки, Андрей Кикин — островка на пруду, Олег Бернгард — ротонды, Александр Минеев — аттракционов, Николай Голубчиков и Александр Борматов — входной группы в парк. Общее руководство этой работой осуществлял художник и архитектор Александр Васильев [28, с. 34; 29, л. 124]. (Ил. 3).

Ил. 3. Дукельский А.М., Васильев А.В., Бернгард О.Э. Ротонда в Парке пионеров (Харитоновском саде). 1936-1937. Фотография А.С. Айнутдинова. 2023 г.
Ил. 3. Дукельский А.М., Васильев А.В., Бернгард О.Э. Ротонда в Парке пионеров (Харитоновском саде). 1936-1937.
Фотография А.С. Айнутдинова. 2023 г.

1 сентября 1936 года парк принял 10 тысяч школьников по случаю начала учебного года. Однако, как замечалось в информационной заметке газеты «Уральский рабочий», из-за того, что дворец так и не открылся, обслуживание детей на празднике оказалось некачественным, в частности, плохим было питание [30, с. 4]. После этого критике подверглись свердловские организации и предприятия, оказавшиеся безучастными к скорейшей помощи в реставрации дворца и размещению в нем, как говорилось согласно плану, «чудесного дома для детей». Из-за халатности подрядных организаций будто бы и срывались сроки открытия столь важного учреждения, о чем во всеуслышание оповещала печать: «Сроки строительства дворца истекают. Но до сих пор не ясен вопрос об оборудовании отдельных комнат, не готовы эскизы, проекты, не размещены заказы на художественные изделия, на мебель и т. д. Все эти вопросы должны быть немедленно тщательно и глубоко продуманы» [31, с. 1].

Позднее на заседаниях первичной партийной организации Дворца пионеров прояснились истинные причины срывов сроков. Вина за это лежала на областном и городском партийном начальстве, руководителях органов исполнительной власти, оказавшихся «врагами народа». Как бы оправдываясь перед народом, работники дворца заявляли по этому вопросу следующее: «Как орудовали враги народа во Дворце пионеров? во главе Головина, Кузнецова, Кабакова они всячески старались затянуть стройку Дворца пионеров, они затрачивали деньги не туда, куда было нужно. по заданию Головина была дана установка скопать восточную часть площади Народной мести (у входа во дворец. — прим.: А.А.), после ареста Головина приезжал другой махровый враг народа Кабаков, который всячески обвинял директора Дворца пионеров Иванова, почему, мол, копаете эту гору, кто вам разрешил. Тут же всячески оскорблял директора, запугивал тем, что партбилет у него будет изъят. <...> Нас обвиняют в том, почему не открыт Дворец пионеров, но этот вопрос предъявлен не совсем правильно, так как его строит не дирекция, а Дом Тяжпромурала (речь идет об учреждении, которое платило за ремонт. — прим.: А.А.)...» [32, л. 50-51]. Директор дворца Г. Иванов после ареста своих обидчиков писал об имевших место фактах вредительства: «В отличие от московских, ленинградских, харьковских предприятий, охотно участвовавших в создании детских дворцов, директора свердловских заводов проявили в этом консервативность. Они отказывали нам в помощи. <...> на работе отразились вредительские действия врагов народа, сидевших в Облисполкоме. Они нарочно осложняли, запутывали систему финансирования стройки. Только через год после решения Облисполкома о создании Дворца были отпущены средства на оборудование и отделку комнат» [33, с. 3].

Срывавшиеся сроки открытия дворца, действительно, обусловливались политическими событиями, происходившими в регионе. В 1936-1938 годы руководители Свердловской области и ее административного центра Свердловска подверглись репрессиям по политическим делам и вследствие подтвердившихся фактов коррупции. Намеченная обкомовским начальством дата, 12 июня 1937 года, обозначенная для торжественного открытия Дворца пионеров, вновь, как и ранее, оказалась сорванной [34, л. 74]. Ко времени пика репрессий готовыми к открытию считались только парк и фонтан перед дворцом со скульптурной фигурой мальчика с рыбой, исполненной скульптором и графиком А. Кикиным [35, с. 4]. В наши дни этот фонтан утрачен, а скульптура в конце 1990-х — в начале 2000-х годов после демонтажа перенесена в другое место (Ил. 4).

Ил. 4. Кикин А.В. Фонтан перед Дворцом пионеров. Фигура мальчика с рыбой. 1936-1937. Чугун, Каслинский металлургический завод. Фотография 1947 г. Источник: Государственный архив Свердловской области.
Ил. 4. Кикин А.В. Фонтан перед Дворцом пионеров. Фигура мальчика с рыбой. 1936-1937.
Чугун, Каслинский металлургический завод.
Фотография 1947 г.
Источник: Государственный архив Свердловской области.

В итоге дворец был открыт 1 сентября 1937 года. В торжественной церемонии по поручениям Свердловского обкома ВКП(б) и Свердловской областной комсомольской организации «паспорт на владение дворцом» пионерам передал исполняющий обязанности председателя Свердловского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иван Алексеев, что красноречиво свидетельствовало об атмосфере дезориентированности и деморализованности, которые сопровождали весной и летом 1937 года работу органов региональной и городской власти [36, с. 1].

Нелегкий путь к доставлению радости пионерам получить свой дом подтверждается непростой историей взаимоотношений между архитекторами, живописцами и скульпторами, все время имевшими из-за политических и бюрократических проволочек дело с отсрочками в работе. Еще 27 сентября 1936 года на заседании Оргбюро Свердловского оргкомитета Союза советских художников члены творческой организации приняли постановление о создании бригад для создания эскизов интерьеров дворца. Предполагалось силами этих местных бригад придумать оформление большого зрительного и концертного залов, комнат зимнего сада и игр, фойе, гостиной, буфетов, а также отремонтировать фасад усадьбы. Однако главный проектировщик изменений архитектор Андрей Дукельский, отвечавший за ремонтные работы, сразу же обозначил рамки допустимого вмешательства в памятник дореволюционного зодчества. Он считал, что «все расширения могут быть произведены лишь за счет строительства на прилегающих участках. <...> в силу чего никаких надстроек и переделок фасада быть произведено не может» [37, л. 3-4]. Так что благодаря твердой позиции А. Дукельского фасад дворца сохранил классический вид без размещения на нем деталей советской символики. 17 ноября 1936 года на заседании союза свердловских художников была выбрана кандидатура А. Васильева в качестве ответственного лица, отвечавшего за организацию и ведение дел с дирекцией Дворца пионеров. Решением этого же заседания художники постановили областной профсоюз работников искусства исключить из числа организаций, влиявших на стоимость полученного заказа [38, л. 118]. В конце ноября — начале декабря 1936 года договоры на выполнение заказа с дирекцией были заключены, для денежных переводов творческая организация открыла специальный счет в Свердловском областном отделении Комбанка. Общая стоимость заказа составила 114 тысяч рублей, из них около 4 тысяч рублей уплатило областное Управление по делам искусств. Расходная часть задания на выполнение всех работ оценивались в 108 тысяч рублей. Чистая прибыль художников составила около 5,5 тысяч рублей [39, л. 82]. Скульптор Яков Зайцев занялся подготовкой помещений бывшей Крестовоздвиженской церкви под мастерские для исполнения статуй во дворец [40, л. 110]. 4 октября 1936 года совместное собрание художников и архитекторов приняло решение о том, что к годовщине Октябрьской революции эскизы статуй, панно и картин будут выставлены в витринах городских магазинов с целью знакомства с ними широких народных масс людей [41, л. 19об].

Весной 1937 года ремонтные работы в усадьбе форсировались, поэтому 27 апреля Свердловский облисполком утвердил комиссию по приемке строительства Дворца пионеров. В нее включили 14 человек под руководством Григория Плинокоса, нового исполняющего обязанности председателя Свердловского облисполкома. От союза художников, архитекторов и Облкомбанка в нее были делегированы три представителя [42, л. 99]. Через месяц, 20 мая, стремясь завершить статуи и панно к намеченной дате открытия, 12 июня, в союзе художников состоялась приемка выполненных живописных и скульптурных заказов. Ответственными за приемку были определены А. Дукельский, скульптор Анатолий Анисимов и художник Николай Голубчиков [43, л. 97-97об, л. 54]. Панно, выполненное бригадой в составе А. Давыдова, Ф. Шмелева, И. Слюсарева, С. Михайлова, для столовой признали готовыми к монтировке. Этот заказ исполнители оценивали в сумму около 15000 рублей. Гипсовые статуи «Танцующая девочка» А. Анисимова (2 штуки стоимостью 7750 рублей), «Мальчик с планером» Я. Зайцева (стоимостью 8000 рублей) и «Юный мичуринец» К. Комаровой (стоимостью 3750 рублей) также были признаны завершенными. Кроме них нареканийне вызвали статуи А. Лаврова «Юный геолог» (стоимостью 4950 рублей) и И. Камбарова «Пионер-горнист» (стоимостью 6750 рублей). Гипсовые работы А. Кикина «Девочка с мячом» и «Мальчик с луком» (стоимостью 8750 рублей) из-за больших размеров отклонили [там же, л. 54]. (Ил. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Ил. 5. Скульптор А.А. Анисимов за работой статуи для Дворца пионеров. 1937. Из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 5. Скульптор А.А. Анисимов за работой статуи для Дворца пионеров. 1937.
Из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 6. Анисимов А.А. Танцующая девочка. 1937. Гипс. Не сохранилась. Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 6. Анисимов А.А. Танцующая девочка. 1937. Гипс. Не сохранилась.
Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 7. Большой концертный зал Дворца пионеров. 1930-е годы. Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 7. Большой концертный зал Дворца пионеров. 1930-е годы.
Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 8. Скульптор К.Ф. Комарова работает над статуей для Дворца пионеров. 1937. Не сохранилась. Из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 8. Скульптор К.Ф. Комарова работает над статуей для Дворца пионеров. 1937. Не сохранилась.
Из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 9. Лавров А.И. Юный геолог. 1937. Гипс. Не сохранилась. Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 9. Лавров А.И. Юный геолог. 1937. Гипс. Не сохранилась.
Источник: музей Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Ил. 10. Скульптор И.А. Камбаров в процессе создания статуи для Дворца пионеров. 1937. Не сохранилась. Из газеты «Уральский рабочий».
Ил. 10. Скульптор И.А. Камбаров в процессе создания статуи для Дворца пионеров. 1937. Не сохранилась.
Из газеты «Уральский рабочий».

Небольшой вклад внесли в художественное оформление дворца и члены кооперативного товарищества «Уралхудожник». В 1937 году товарищество уже испытывало серьезные денежные трудности, имело долги перед поставщиками и членами объединения, поэтому его весомое участие было невозможным. Тем не менее в 1936 году директор Дворца пионеров Г. Иванов договорился с председателем «Уралхудожника» М. Андреевой о создании живописного панно с названием «Сталин с девочкой буряткой», которое взялся написать художник Иван Завальнюк [44, л. 64].не вызывает сомнений, что прототипом для картины стала фотография Сталина с девочкой буряткой, сделанная на встрече секретаря ЦК ВКПб) в Кремле с делегатами трудящихся Бурят-Монгольской АССР в январе 1936 года [45, с. 1]. При этом не совсем понятно, почему именно панно с такой тематикой должно было украсить одну из комнат или фойе в свердловском Дворце пионеров. Панно было написано достаточно быстро. 25 июля 1936 года художественная комиссия при «Уралхудожнике» в составе А. Борматова, И. Вахонина и Н. Голубчикова дала критическую оценку представленному произведению. Так, согласно записям комиссии, портрет требовал доработок, необходимо было исправить «лицо Сталина и щеки бурятки», «ширину валенка» у девочки (?), изменить фон в сторону создания «более воздушной среды», добавить яркости локальным цветам холста [46, л. 37]. (Ил. 11).

Ил. 11. И.В. Сталин и Геля Маркизова. 1936. Из газеты «Правда».
Ил. 11. И.В. Сталин и Геля Маркизова. 1936.
Из газеты «Правда».

К сожалению, сегодня неизвестно, было ли панно завершено с учетом указанных требований, размещалось ли оно после этого во дворце и где находится в наши дни, если сохранилось.

Комната сказок А.С. Пушкина

Планирование работы над созданием комнаты сказок во Дворце пионеров велось по нескольким направлениям, за которые отвечали дирекция учреждения, руководитель архитектурного проекта, зодчий, председатель правления Свердловского отделения Союза советских архитекторов Андрей Дукельский, а также бригады художников, находившиеся под управлением ответственного секретаря оргкомитета Свердловского Союза советских художников Александра Васильева. Оплата за оформление комнаты сказок была возложена на государственный союзный лесопромышленный трест «Ураллестяж» в соответствии с актом, закрепившим участие советских организаций, трестов, учреждений в финансировании ремонтных и строительных работ и в поставках необходимого оборудования, поскольку, как отмечалось в проектных документах дворца, «основное значение при отделке должно было иметь качество производства работ штукатурных, лепных, облицовочных, столярных, малярных и живописных» [47, л. 1-2; 48, л. 55].

Какие эскизы помещений внутренней перепланировки для дома пионеров были завершены к осени 1937 года? Прежде всего, большого зрительного зала и фойе, ведущего к нему. Предполагалось привлечь художественные навыки живописцев к росписи плафона в этом зале и скульпторов к созданию статуй и бюстов для фойе. Кроме того, стены фойе должны были украсить картины на темы И.В. Сталин в окружении детей и отдыха танцующих радостных школьников. В проектных документах также отмечалось, что во дворце будет создан зимний сад или по-другому комната с открытым освещением и росписью стен. по всей видимости, эти новые залы и комнаты были построены и выделены во дворце в отдельные помещения и оформлены ко дню открытия. Вместе с тем, сложнее обстоял процесс строительства библиотеки-читальни, большого вестибюля, комнаты игр, буфета и залов художественной самодеятельности. Длительное время к ним не имелось проектов с подробным оформлением интерьеров, но их также планировалось украсить картинами, скульптурами и монументальными росписями [49, л. 56-59, 71]. Кроме того, по задумке архитекторов и авторов интерьеров дворца в нем должна была функционировать отдельная и красиво оформленная комната сказок, имеющая свою особую историю.

В начале за оформление комнаты сказок решились взяться свердловские художники Юрий Иванов и Александр Борматов. к живописным работам планировалось привлечь также И. Камбарова, И. Трембовлера, А. Анисимова, Ф. Шмелева, Я. Зайцева, Г. Рудницкую, И. Вахонина, Н. Голубчикова и других мастеров, из которых должны были сформироваться творческие бригады [50, л. 123-123об]. Но на одном из заседаний некоторые художники отказались от этой «халтуры», так как их не устроил объем предполагаемого денежного гонорара. В процессе возникших разногласий 15 декабря 1936 года впервые тогда и было обнародовано то, что комнату сказок берутся оформлять приезжие художники из знаменитого на весь мир своим народным искусством села Палех в Ивановской области [51, л. 115]. Палешане прибыли в Свердловск в начале марта 1937 года. Газета «На смену!» писала, что мастера родины народной живописи оформят 65 квадратных метров, на стенах комнаты сказок будут написаны сюжеты из сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пушкин у дуба» (имелась в виду поэма «Руслан и Людмила». — прим.: А.А.). Участвовать в практической реализации этого замысла, монументально-декоративной стенной живописи комнаты сказок «Артелью древней живописи» из Палеха были командированы художники Дмитрий Буторин, Михаил и Иван Вакуровы, Алексей Ватагин, Михаил Хохлов, Николай Блохин, Трофим Лятов, которые уже имели соответствующий опыт, создали к тому времени аналогичные росписи в ленинградском Дворце пионеров [52, с. 4]. В марте 1937 года они под руководством председателя артели Николая Зиновьева приступили к большой работе в бывшей харитоновской усадьбе, имея в запасе не очень много времени для воплощения намеченного замысла из-за постоянно изменяемых сроков открытия свердловского дворца пионеров. Из документальных источников, которые удалось найти, достоверно известно, что образ Пушкина у дуба и персонажей «Сказки о рыбаке и рыбке» создал художник-палешанин Д. Буторин, облик героев и одежду персонажей «Сказки о царе Салтане» придумал его коллега, товарищ-палешанин А. Ватагин. Завершена роспись комнаты была в середине апреля, то есть спустя полтора месяца ударного и плодотворного творческого труда палехской бригады [53, с. 3]. Кроме комнаты сказок А.С. Пушкина палешане успели также за это время создать живописную стенную композицию, изображавшую тропический лес, райских зверей и птиц для зимнего сада [54, с. 4] (Ил. 12, 13, 14, 15, 16).

Ил. 12. Художник Дмитрий Буторин создает углем эскиз будущей живописной росписи с фигурой А.С. Пушкина в свердловском Дворце пионеров. Из газеты «Уральский рабочий». 1937 г.
Ил. 12. Художник Дмитрий Буторин создает углем эскиз будущей живописной росписи
с фигурой А.С. Пушкина в свердловском Дворце пионеров.
Из газеты «Уральский рабочий». 1937 г.
Ил. 13. Художник Д. Буторин рисует портрет А.С. Пушкина на стене в комнате сказок свердловского Дворца пионеров. Из газеты «На смену!». 1937 г.
Ил. 13. Художник Д. Буторин рисует портрет А.С. Пушкина
на стене в комнате сказок свердловского Дворца пионеров.
Из газеты «На смену!». 1937 г.
Ил. 14. Образ А.С. Пушкина. Фрагмент стенной росписи, над  которой работал Д. Буторин в 1937 году. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».  Фотография А.С. Айнутдинова. 2023 г.
Ил. 14. Образ А.С. Пушкина. Фрагмент стенной росписи, над которой работал Д. Буторин в 1937 году. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Фотография А.С. Айнутдинова. 2023 г.
Ил. 15. Комната сказок А.С. Пушкина в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Источник: музей МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». 2023 г.
Ил. 15. Комната сказок А.С. Пушкина в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Источник: музей МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». 2023 г.
Ил. 16. Зимний сад. Стенная роспись в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Источник: музей МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». 2023 г.
Ил. 16. Зимний сад. Стенная роспись в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Источник: музей МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». 2023 г.

Техника письма стенной живописи ими была соблюдена с древней, насколько это возможно, фресковой традицией. Однако вместо непрочных масляных красок художниками-палешанами эти росписи делались красками, растворенными на яичном желтке в смеси со столовым уксусом, т.н. яичными красками. Выбор пал на них, так как они пропускали через себя воздух, а при высыхании не образовывали пленок, хорошо впитывались в штукатурку, придавали поверхности рисунков матовый оттенок и обладали большей долговечностью [55, c. 91-93]. Прекрасная сохранность росписей благодаря правильному выбору красок и техники рисования сегодняне вызывает сомнения.

Выводы

Благодаря масштабным памятным событиям по случаю столетней годовщины гибели Александра Сергеевича Пушкина в ходе строительства Дворца пионеров в Свердловске творческими усилиями свердловских художников и скульпторов, а также палехских художников в соответствии с задачами, поставленными ЦК ВКП(б) и обкомом партии, были созданы залы и комнаты для удобного и приятного проведения мероприятий разного содержания для уральских школьников и пионеров. Комната сказок А.С. Пушкина стала подарком всем свердловчанам к открытию дворца осенью 1937 года. В итоге Дворец пионеров и парк пионеров стали «центром всей внешкольной политико-просветительской, художественной и технической работы среди детей школьного возраста города Свердловска, создавая этим условия для разумного, веселого и занимательного отдыха для ребят» [58, л. 3-4].

Список источников

  1. Солдатова Л.М. Пушкинский юбилей 1937 года за границей. Литература и политика (по материалам Государственного архива Российской Федерации // Русская литература. 2007. № 3. С. 201-214.
  2. Попов П., Калаушин М., Шиманов Н. Подготовка и проведение 100-летней годовщины со дня смерти величайшего русского поэта А.С. Пушкина // Временник Пушкинского комиссии. Вып. 3. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. С. 492-527.
  3. Пушкинские дни за рубежом // Известия. 1937. 10 февраля. С. 1.
  4. Украина чествует Пушкина // Известия. 1937. 11 февраля. С. 2.
  5. Пушкинские дни в СССР // Известия. 1937. 10 февраля. С. 1.
  6. Пушкинские дни в Грузии // Известия. 1937. 11 февраля. С. 2.
  7. Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 949. Л. 22, 91.
  8. 8В Президиуме ЦИК Союза ССР. Всесоюзный пушкинский комитет // Известия. 1934. 28 августа. С. 2.
  9. Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 973. Л. 35, 79-80.
  10. Об учреждении Всесоюзного комитета в связи со столетием со дня смерти А.С. Пушкина. Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР // Известия. 1935. 17 декабря. С. 2.
  11. Пушкин // Советское искусство. 1935. 23 декабря. С. 1.
  12. Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 983. Л. 5, 93-95.
  13. Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 983. Л. 69.
  14. Торжественное заседание в Большом театре // Известия. 1937. 11 февраля. С. 1.
  15. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 161. Оп. 1. Д. 875. С. 110-117об.
  16. Художники Свердловска — о Пушкине // Уральский рабочий. 1937. 16 февраля. С. 4.
  17. Торжество культуры. Юбилейное заседание, посвященное памяти величайшего русского поэта // Уральский рабочий. 1937. 11 февраля. С. 2.
  18. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 15. Д. 465. Л. 19.
  19. Среди татаро-башкир // Уральский рабочий. 1937. 10 февраля. С. 2.
  20. К юным художникам — пионерам и школьникам города Ленина. [Об участии в выставке к 100-летию со дня смерти Пушкина]. Л., тип. «Печатный двор» им. А.М. Горького, 1936. 7 с.
  21. Когда Дворец пионеров получит мебель? // Уральский рабочий. 1937. 9 мая. С. 4.
  22. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 12. Д. 62. Л. 3.
  23. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 13. Д. 435. Л. 35.
  24. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 14. Д. 26. Л. 109об.
  25. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 4211. Л. 66.
  26. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 14. Д. 90. Л. 29.
  27. Открывается парк Дворца пионеров // Уральский рабочий. 1936. 29 июля. С. 1.
  28. Заканчивается оформление сада пионеров // Уральский рабочий. 1936. 11 июля. С. 3.
  29. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 124.
  30. В парке Дворца пионеров // Уральский рабочий. 1936. 1 сентября. С. 4.
  31. На строительстве Дворца пионеров // Уральский рабочий. 1936. 16 сентября. С. 4.
  32. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4376. Оп. 1. Д. 4. Л. 50-51.
  33. Иванов Г. Как создавался Дворец // на смену! 1937. 2 сентября. С. 2.
  34. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 74.
  35. Художник-скульптор товарищ А.В. Кикин закончил лепку фигуры мальчика с рыбой // Уральский рабочий. 1936. 4 октября. С. 4.
  36. Открытие Дворца пионеров // на смену! 1937. 2 сентября. С. 1.
  37. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 3-4.
  38. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 118.
  39. Государственный архив Свердловской области (ГАСО. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 82.
  40. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 110.
  41. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-309. Оп. 1. Д. 25. Л. 19об.
  42. Государственный архив Свердловской области (ГАСО. Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 99.
  43. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 97-97об., Л. 54.
  44. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-309. Оп. 1. Д. 24. Л. 64.
  45. Товарищ Сталин и Геля Маркизова // Правда. 1936. 29 июня. С. 1.
  46. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-309. Оп. 1. Д. 33. Л. 37.
  47. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 1-2.
  48. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 55.
  49. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 56-59, Л. 71.
  50. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 123-123об.
  51. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2022. Оп. 1. Д. 1. Л. 115.
  52. Художники-палешане в Свердловске // на смену! 1937. 5 марта. С. 4.
  53. Бердичевская Г. Комната сказок // Уральский рабочий. 1937. 1 апреля. С. 4.
  54. Чап. Юр. Дворец пионеров // Уральский рабочий. 1937. 1 сентября. С. 3.
  55. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л., «Художник РСФСР», 1968. 235 с.
  56. Вихрев Е.Ф.Палех. 1927-1932. Очерки быта и творчество палехских художников. 2 композиция. Вступ. статья С. Иванова. [«Палех советский»]. М., Гослитиздат, тип. Мособлполиграфа, 1938. 253 с.
  57. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 80.
  58. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 2. Д. 160. Л. 3-4.

List of sources

  1. Soldatova L.M. Pushkin's jubilee of 1937 abroad. Literature and Politics (based on the materials of the State Archive of the Russian Federation // Russian Literature. 2007. No. 3. pp. 201-214.
  2. Popov P., Kalaushin M., Shimanov N. Preparation and holding of the 100th anniversary of the death of the greatest Russian poet A.S. Pushkin // Vremennik Pushkin Commission. Issue M.; L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1937. pp. 492-527.
  3. Pushkin's days abroad // Izvestia. 1937. February 10. p. 1.
  4. Ukraine honors Pushkin // News. 1937. February 11. p. 2.
  5. Pushkin's days in the USSR // Izvestia. 1937. February 10. p. 1.
  6. Pushkin's days in Georgia // Izvestia. 1937. February 11. p. 2.
  7. The Russian Center for the Storage and Study of Documents of Modern History (RCHIDNI). F. 17. Op. 3. D. 949. L. 22, 91.
  8. In the Presidium of the Central Executive Committee of the USSR. All - Union Pushkin Committee // News. 1934. August 28. p. 2.
  9. The Russian Center for the Storage and Study of Documents of Modern History (RCHIDNI). F. 17. Op. 3. D. 973. L. 35, 79-80.
  10. On the establishment of the All-Union Committee in connection with the centenary of the death of A.S. Pushkin. Resolution of the Central Executive Committee of the USSR // Izvestia. 1935. December 17. p. 2.
  11. Pushkin // Soviet art. 1935. December 23. p. 1.
  12. The Russian Center for the Storage and Study of Documents of Modern History (RTSKHIDNI). F. 17. Op. 3. D. 983. L. 5, 93-95.
  13. The Russian Center for the Storage and Study of Documents of Modern History (RTSKHIDNI). F. 17. Op. 3. D. 983. L. 69.
  14. Solemn meeting at the Bolshoi Theater // Izvestia. 1937. February 11. p. 1.
  15. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 161. Op. 1. D. 875. p. 110-117ob.
  16. Artists of Sverdlovsk — about Pushkin // Ural worker. 1937. February 16. p. 4.
  17. The triumph of culture. Jubilee meeting dedicated to the memory of the greatest Russian poet // Ural worker. 1937. February 11. p. 2.
  18. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4. Op. 15. D. 465. L. 19.
  19. Among the Tatar-Bashkirs // Ural worker. 1937. February 10. p. 2.
  20. To young pioneer artists and schoolchildren of the city of Lenin. [About participation in the exhibition dedicated to the 100th anniversary of Pushkin's death]. L., type. «Printing Yard» named after A.M. Gorky, 1936. 7 p.
  21. When will the Palace of Pioneers receive furniture? // Ural worker. 1937. May 9. p. 4.
  22. Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4. Op. 12. D. 62. L. 3.
  23. Center for Documentation of Public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4. Op. 13. D. 435. L. 35.
  24. Documentation Center of Public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4. Op. 14. D. 26. L. 109ob.
  25. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-88. Op. 1. D. 4211. L. 66.
  26. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4. Op. 14. D. 90. L. 29.
  27. Park of the Palace of Pioneers opens // Ural Worker. 1936. July 29. p. 1.
  28. The design of the garden of pioneers ends // Ural worker. 1936. July 11. p. 3.
  29. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 124.
  30. In the park of the Palace of Pioneers // Ural Worker. 1936. September 1. p. 4.
  31. On the construction of the Palace of Pioneers // Ural worker. 1936. September 16. p. 4.
  32. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 4376. Op. 1. D. 4. L. 50-51.
  33. Ivanov G. How the Palace was created // On shift! 1937. September 2. p. 2.
  34. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 61. Op. 2. D. 160. L. 74.
  35. Artist-sculptor comrade A.V. Kikin finished modeling the figure of a boy with a fish // Ural worker. 1936. October 4. p. 4.
  36. Opening of the Palace of Pioneers // On the shift! 1937. September 2. p. 1.
  37. Documentation Center of Public Organizations of the Sverdlovsk region (CDOOSO). F. 61. Op. 2. D. 160. L. 3-4.
  38. State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 118.
  39. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO. F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 82.
  40. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 110.
  41. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-309. Op. 1. D. 25. L. 19ob.
  42. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO. F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 99.
  43. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 97-97ob., L. 54.
  44. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-309. Op. 1. D. 24. L. 64.
  45. Comrade Stalin and Gelya Markizova // Truth. 1936. June 29. p. 1.
  46. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-309. Op. 1. D. 33. L. 37.
  47. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region. F. 61. Op. 2. D. 160. L. 1-2.
  48. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region. F. 61. Op. 2. D. 160. L. 55.
  49. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region.). F. 61. Op. 2. D. 160. L. 56-59, L. 71.
  50. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 123-123ob.
  51. The State Archive of the Sverdlovsk region (GASO). F. R-2022. Op. 1. D. 1. L. 115.
  52. Paleshane artists in Sverdlovsk // On the shift! 1937. March 5. P. 4.
  53. Berdichevskaya G. Room of fairy tales // Ural worker. 1937. April 1. p. 4.
  54. Chap. Yur. Palace of Pioneers // Ural worker. 1937. September 1. p. 3.
  55. Zinoviev N.M. The Art of Palekh. L., «Artist of the RSFSR», 1968. 235 p.
  56. Vikhrev E.F. Palekh. 1927-1932. Essays on everyday life and creativity of Palekh artists. 2 composition. Introduction. Article C. Ivanov. [«Soviet Palekh»]. M., Goslitizdat, type. Mosoblpoligrafa, 1938. 253 p.
  57. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region. F. 61. Op. 2. D. 160. L. 80.
  58. Documentation Center of public organizations of the Sverdlovsk region. F. 61. Op. 2. D. 160. L. 3-4.