Счастье актрисы

К 105-летию Валентины Александровны Китаевой

В.А. Китаева в роли Джильды в спектакле «Риголетто». 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 30

В.А. Китаева в роли Джильды в спектакле «Риголетто». 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 30

Валентина Александровна Китаева родилась 7 января 1918 года в селении Симский завод Уфимского уезда Уфимской губернии (сейчас – г. Сим Ашинского района Челябинской области).

В своих воспоминаниях артистка писала, что люди в Симе очень любили петь.
(ЦДООСО. Ф. 1701. Оп 1. Д 43. Л. 76).

В ее семье также пели, любили музыку.
В местном Доме народного творчества ставились оперные спектакли. Мама Валентины Александровны исполняла партию Антониды в опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

Родители В.А. Китаевой – А.В. Китаев и Е.А. Китаева (урожд. Маркова).1916 г.  ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 1.

Родители В.А. Китаевой – А.В. Китаев и Е.А. Китаева (урожд. Маркова).1916 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 1.

Любовь к музыке родители Валентины Александровны передали
и своим детям. Она училась играть на пианино «Блюнтер», вскоре могла сопровождать аккомпанементом голос.

Когда семья артистки переехала в город Златоуст, у Китаевой появилась возможность знакомиться со спектаклями профессиональных артистов, приезжавших на гастроли.
Ее первое появление на сцене случилось в роли Русалочки в опере Даргомыжского «Русалка».

В 1935 году Валентина Китаева поступает на I курс фортепианного отделения Уральской консерватории. Во время учебы она занималась концертмейстерской работой, аккомпанировала певцам в классе сольного пения и оперном классе. После окончания консерватории в 1941 году ей было предложено остаться концертмейстером вокальной кафедры. (ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 40. ЛЛ. 155-156).

Студенческий билет Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1935 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 8. ЛЛ. 2об.,3.

Студенческий билет Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1935 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 8. ЛЛ. 2об.,3.

Диплом об окончании Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1941 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 17. ЛЛ. 2об.,3.

Диплом об окончании Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1941 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 17. ЛЛ. 2об.,3. 

Работая концертмейстером, Китаева попробовала себя и в роли певицы. Прослушивающая Китаеву комиссия, отметила ее дарование и вынесла решение зачислить В. Китаеву сразу на III курс вокального факультета.
На выпускном государственном экзамене по оперно-сценической подготовке Китаева выступила в партии Виолетты (опера «Травиата» Дж. Верди), и выдержала экзамен на «отлично». Так она вторично закончила Уральскую консерваторию как певица, получив диплом с отличием. (ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 40. Л. 158).

Диплом об окончании Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1946 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 17. ЛЛ. 4об.,5.

Диплом об окончании Свердловской государственной консерватории, выданный В.А. Китаевой. 1946 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 17. ЛЛ. 4об.,5.

В.А. Китаева в роли Виолетты Валери в спектакле «Травиата». 1946 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 7.

В.А. Китаева в роли Виолетты Валери в спектакле «Травиата». 1946 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 7.

В этом же году, еще до государственных экзаменов в Свердловском областном оперном театре состоялось прослушивание студентов-выпускников. После прослушивания Китаева стала солисткой театра. Придя в театр, Китаевой ей сразу пришлось включаться в сложные оперы как «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Руслан и Людмила».

Однако партия Виолетты была у исполнительницы одной из любимых. Сама артистка так вспоминала о своей первой постановке: «А в декабре я пела премьеру «Травиаты» с Н.К. Даутовым и В. Г. Уховым. После премьеры Василий Герасимович [Ухов] сердечно поздравил меня, сказав при этом, что мне посчастливилось сразу войти в репертуар театра, это немногим удается, что у меня есть дар – искра Божья». (ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 3. Л. 13).

Впоследствии критики писали об этом творческом союзе:

«Лирический дуэт В.А. Китаевой и Н. К. Даутова неизменно покорял зал редкой внешней привлекательностью. А в партнерстве с Я. Х. Вутирасом сложился триумвират, составивший украшение и славу свердловской оперы в пятидесятые годы». (С. Эбеггардт, В, Порска «Наш оперный» Воспоминания, впечатления. Летопись 1912-1981 годов. // Уральское литературное агентство. Екатеринбург, 1998 г. С. 80).

Участники спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Травиата». На снимке: в первом ряду снизу первая слева – артистка Свердловского государственного театра оперы и балета М.И. Козловская, второй слева – артист Государственного академического Большого театра Союза ССР П.Г. Лисициан, первая справа – В.А. Китаева; во втором ряду первый слева – артист Свердловского государственного театра оперы и балета Н.К. Даутов. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 4.

Участники спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Травиата». На снимке: в первом ряду снизу первая слева – артистка Свердловского государственного театра оперы и балета М.И. Козловская, второй слева – артист Государственного академического Большого театра Союза ССР П.Г. Лисициан, первая справа – В.А. Китаева; во втором ряду первый слева – артист Свердловского государственного театра оперы и балета Н.К. Даутов. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 4. 

Артисты отправились с постановкой на гастроли. Публика и критика встретила премьеру положительно. Газеты много писали о постановке:

«Артистка В.А. Китаева в роли Виолетты показала себя не только как превосходная певица, но и как сильная драматическая актриса. Последний акт оперы она проводит с большим драматизмом».

П. Васильков. «Евгений Онегин и «Травиата» на сцене летнего театра.
Июнь 1948 г. Сталинск.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 38. Л.1. 

«В лице В. Китаевой мы имеем незаурядную исполнительницу партии Виолетты. Обладательница великолепного голоса, В. Китаева обогащает партию, создавая обаятельный, полный драматизма образ».

Н. Медведев, заслуженный деятель искусств РСФСР
«Гастроли Свердловской оперы в Челябинске». 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 38. Л. 6.

«Артистка В.А. Китаева, исполняющая роль Виолетты, правдиво раскрывает трагедию женщины в буржуазном обществе. Артистка хорошо передает чувства своей героини в дуэте с Альфредом, в следующей за тем большой арии, в дуэте с Жермоном из второго акта, в котором артистка с большой силой показывает мучительные колебания своей героини, переход от решительного протеста к сомнениям, от сомнений к самоотверженной решимости, и, наконец, к глубокому отчаянию. Проникновенно прозвучала в исполнении В.А. Китаевой предсмертная ария Виолетты».

Б. Бережков. Томск, 1954. Июль.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 38. Л. 8.

В первый сезон были выучены партии Джильды в опере Верди «Риголетто», Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила», Розины в опере Россини «Севильский цирюльник». И эти работы были положительно оценены критикой и зрителями.

Программа оперы Россини «Севильский цирюльник» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. [1948 г.] ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 15.

Программа оперы Россини «Севильский цирюльник» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. [1948 г.] ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 15.

Программа оперы Россини «Севильский цирюльник» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. [1948 г.] ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 16.

Программа оперы Россини «Севильский цирюльник» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. [1948 г.] ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 16.

Артисты Свердловского государственного театра оперы и балета В.А. Китаева в роли Розины и Я. Х. Вутирас в роли Фигаро в спектакле «Севильский цирюльник». [1948 г.]. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 19.

Артисты Свердловского государственного театра оперы и балета В.А. Китаева
в роли Розины и Я. Х. Вутирас в роли Фигаро в спектакле «Севильский цирюльник». [1948 г.].
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 19.

ФОТО 12. Артисты Свердловского государственного театра оперы и балета В.А. Китаева в роли Розины и Н.К. Столяров в роли доктора Бартоло в спектакле «Севильский цирюльник». [1948 г.]. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 21.

Артисты Свердловского государственного театра оперы и балета В.А. Китаева
в роли Розины и Н.К. Столяров в роли доктора Бартоло в спектакле «Севильский цирюльник». [1948 г.].
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 21. 

В.А. Китаева в роли Джильды и артист Государственного академического Большого театра Союза ССР А.П. Иванов в роли Риголетто в спектакле «Риголетто». 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 29.

В.А. Китаева в роли Джильды и артист Государственного академического Большого театра Союза ССР А.П. Иванов в роли Риголетто в спектакле «Риголетто». 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 29.

Участники Всероссийского смотра творческой молодежи театров РСФСР. На снимке: в первом ряду первый слева – артист Свердловского государственного театра оперы и балета Я.Х. Вутирас, второй слева – актер Свердловского государственного театра музыкальной комедии В.А. Курочкин; во втором ряду третья слева – В.А. Китаева. 1947 г. Москва. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 14.

Участники Всероссийского смотра творческой молодежи театров РСФСР. На снимке: в первом ряду первый слева – артист Свердловского государственного театра оперы и балета Я.Х. Вутирас, второй слева – актер Свердловского государственного театра музыкальной комедии В.А. Курочкин; во втором ряду третья слева – В.А. Китаева. 1947 г. Москва. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 14.

В 1947 году вместе с другими артистами театра Китаева принимает участие во Всероссийском смотре творческой молодежи в Москве.
За исполнение партии Джильды, Китаева была удостоена I премии
(ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 40. Л. 161).

В.А. Китаева в роли Лакме и артист Государственного академического Большого театра Союза ССР А.И. Батурин в роли Никаланты в спектакле «Лакме». 1948 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 16.

В.А. Китаева в роли Лакме и артист Государственного академического Большого театра Союза ССР А.И. Батурин в роли Никаланты в спектакле «Лакме». 1948 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 16.

24 мая 1948 года состоялась премьера оперы Делиба «Лакме». Главная роль в постановке принадлежала Валентине Александровне.

В 1949 году была поставлена еще одна премьера – опера Пуччини «Богема».
Вначале Валентина Александровна исполняла партию Мюзетты, но вскоре перешла на партию Мими.
Как говорила сама артистка, роль Мими нравилась ей больше, так как героиня обладала сильным характером.

Программа оперы Дж. Пуччини «Богема» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 17.

Программа оперы Дж. Пуччини «Богема» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 17.

Программа оперы Дж. Пуччини «Богема» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 18.

Программа оперы Дж. Пуччини «Богема» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 18.

В.А. Китаева в роли Мюзетты в спектакле «Богема». 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 25.

В.А. Китаева в роли Мюзетты в спектакле «Богема». 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 25.

В.А. Китаева в роли Мими в спектакле «Богема». 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 28.

В.А. Китаева в роли Мими в спектакле «Богема». 1949 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 28.

В сезоне 1949-1950 годов в театре готовился новый спектакль – опера Гуно «Ромео и Джульетта».
Партию Джульетты многие считали одной из лучших партий В. Китаевой.

В рецензии на спектакль заслуженный деятель искусств РСФСР Б.И. Певзнер и А.В. Протасова писали:

«Образ Джульетты – незаурядный творческий успех артистки В. Китаевой. С драматизмом, большой глубиной, с проникновенностью в каждой музыкальной фразе раскрывает она образ девушки, стремящейся к счастью и смело вступающей в борьбу с жестокими предрассудками».
(ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 40. Л. 163)

Программа оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 19.

Программа оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. Л. 19.

Программа оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. ЛЛ. 20-21.

Программа оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. 1949 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 31. ЛЛ. 20-21.

Сцена в саду Капулетти в спектакле «Ромео и Джульетта». 1950 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 53.

Сцена в саду Капулетти в спектакле «Ромео и Джульетта». 1950 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 53.

Сцена в келье монаха Лоренцо из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта» с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 54.

Сцена в келье монаха Лоренцо из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта»
с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 54. 

Студенческий бСцена в келье монаха Лоренцо из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта» с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 56.

Сцена в келье монаха Лоренцо из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта»
с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 56.

Сцена в фамильном склепе Капулетти из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта» с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г.  ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 61.

Сцена в фамильном склепе Капулетти из спектакля Свердловского государственного театра оперы и балета «Ромео и Джульетта»
с участием Н.К. Даутова и В.А. Китаевой. 1950 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 61.

За годы работы в театре оперы и балета Валентина Александровна спела одиннадцать партий.

В.А. Китаева в роли Норины в спектакле «Дон Паскуале». 1953 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 72.

В.А. Китаева в роли Норины в спектакле «Дон Паскуале». 1953 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 72.

В.А. Китаева в роли Норины в спектакле «Дон Паскуале». 1953 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 73.

В.А. Китаева в роли Норины в спектакле «Дон Паскуале». 1953 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 2. Д. 73.

В 1955 году В. Китаева становится преподавателем камерного пения Уральской государственной консерватории. Будучи преподавателем, она продолжала концертную деятельность в качестве пианистки.

Без малого двадцать лет она отдала педагогической деятельности в консерватории.

Ученики Китаевой – ведущие солисты театров - Валентин Анисимов, Маргарита Владимирова, Дутар Дашиев (Бурятия), Валерий Баранин, Наталия Гайда, Юрий Бастриков, Елена Демьяненко – концертмейстер-мастер, Светлана Фомина – педагог-концертмейстер.

Почетная грамота заслуженной артистки РСФСР, врученная В.А. Китаевой 1 июня 1954 г. ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.

Почетная грамота заслуженной артистки РСФСР,
врученная В.А. Китаевой 1 июня 1954 г.
ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.

«Музыкальное произведение многогранно, оно раскрывается постепенно и может быть прочитано по-новому каждым новым исполнителем. Каждый исполнитель выдвигает на первый план то, что ему кажется особенно близким и важным. Степень охвата произведения, глубина и художественность, с какой это содержание раскрыто в исполнении, является мерой зрелости певца. Воображение в процессе овладения произведением занимает важнейшее место. Если фантазия исполнителя богата, если он обладает ценным даром видения мира через музыку – «даром перевоплощения», то часто в процессе восприятия перед слушателем проходят картины природы, каких-либо жизненных или исторических событий, образы людей, представляются их поступки, мысли, переживания. Если воздействие музыки и ее исполнителя велико, то слушатель невольно становится участником происходящего». 
В.А. Китаева ЦДООСО. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 2. Л. 286

Текст и подбор фотографий:
А.Н. Злобина, научный сотрудник отдела использования и публикации архивных документов.

Дизайн, обработка изображений, верстка:
Е.В. Кирсанов, главный архивист отдела комплектования и упорядочения аудиовизуальных и электронных документов.

© 2023 ГКУСО "ЦДООСО"

Яндекс.Метрика