«Ах, как же нам жить без оперетты?»

Из документов ЦДООСО к 90-летию Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии


Оперетта – это искусство молодых или умеющих быть молодыми.


Григорий Маркович Ярон, советский артист оперетты.

Постановление Бюро Свердловского горкома ВКП(б) «Об организации в городе Свердловске театра Музыкальной комедии» от 15 января 1933 года. ЦДООСО.Ф.161.Оп.1.Д.73.Л.105.

Постановление Бюро Свердловского горкома ВКП(б)
«Об организации в городе Свердловске театра Музыкальной комедии»
от 15 января 1933 года.
ЦДООСО.Ф.161.Оп.1.Д.73.Л.105.

15 января 1933 года бюро Свердловского горкома ВКП(б) было принято постановление «Об организации в городе Свердловске театра музыкальной комедии».

Первым директором и художественным руководителем Свердловского театра музыкальной комедии был назначен Леонид Викторович Луккер. Молодого 28-летнего актера Свердловского драматического театра назначил руководителем нового театра музыкальной комедии первый секретарь Уральского обкома партии И.Д. Кабаков. Иван Дмитриевич поставил перед молодым Леонидом Луккером задачу «организовать людям интересный отдых». С помощью искусства оперетты необходимо было привлечь горожан
к яркой и культурной жизни.

Фотографии видов г. Свердловска, сделанные в разное время. Надпись на обороте - г. Свердловск, ул. Ленина, музкомедия. 1936-1960. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.409-4.

Фотографии видов г. Свердловска, сделанные в разное время. Надпись на обороте - г. Свердловск, ул. Ленина, музкомедия. 1936-1960.
ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.409-4.

Перед Леонидом Луккером стояло две важных задачи: найти помещение для театра
и сформировать труппу. Дом
на улице Ленина, 47 привлек внимание нового руководителя театра: центр города, фасад выходил на главный проспект. Но необходима была значительная реконструкция здания, которая была завершена лишь в 1935 году.

Свердловский театр музыкальной комедии. Автор съёмки: И. Тюфяков. 1966 г. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1587.

Свердловский театр музыкальной комедии. Автор съёмки: И. Тюфяков. 1966 г.
ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1587.

Современный вид здание театра музыкальной комедии получило только в 1963 году. Архитектором В. Емельяновым были объединены театр
и кинотеатр «Совкино». Комплекс приобрел законченный вид.

В поисках необходимого помещения, Леонид Луккер осмотрел все центральные постройки Свердловска. В то время драматический театр выезжал на гастроли, и Луккер решил арендовать его здание на первое время.

Параллельно с поиском помещения велась работа по созданию труппы театра. В Москве Луккеру удалось договориться с балетмейстером Большого театра Союза ССР, педагогом Московского хореографического училища Виктором Цаплиным. При его содействии театр получил выпускников училища для балета.

Режиссером театра пригласили Алексея Николаевича Феона, работавшего в Ленинградском театре оперетты. Человек «ищущий, жаждущий обновления искусства» был просто необходим для нового коллектива.

Театральным художником по костюмам была назначена Валентина Михайловна Ходасевич, оформительница оперных и балетных спектаклей в Ленинграде. Ее постоянный коллега Виктор Басов стал сценографом.

Премьера нового театра состоялась 8 июля 1933 года. Был поставлен спектакль «Роз-Мари»
на музыку американских композиторов Г. Стотгардта и Р. Фримля.

Первыми участниками спектакля, положившего начало новому театру, были: Роз-Мари – М. Викс, Ванда – П. Емельянова, Жанна – Е. Неволина, Джим – Н. Дашковский, полицейский Малон –
С. Дыбчо, Герман – М. Биндер, Авлей – В. Заволжин, индеец Черный Орел – Н. Мягкий. Дирижёр –
Е. Синицын. Над художественным оформлением костюмов работала В. Ходасевич.

«Все в нем [спектакле] было интересно, начиная от художественного оформления, весьма смелого по тем временам. Сцена была одета в новый неожиданный материал – мягкую жесть, позволявшую создавать изумительные цветовые эффекты.

[…] Удобны для актеров, достоверны и красочны были костюмы. Роз-Мари, например, была одета
в куртку, юбку и меховую шапку с длинными ушами, рукавицы и мокасины. Такой костюм помогал чувствовать себя раскованно и свободно. Мягкая обувь способствовала легкой, крадущейся походке, как у индейцев.

Выразительно и в разных планах использовал балетмейстер В. Цаплин балет. Перемена мест действия давала возможность создавать танцевальные сюжеты от бытовых до классических. Старинный менуэт в стильных кринолинах вдруг превращался в современный балет,
а кринолины с балерин поднимались наверх, превращаясь в абажуры», - вспоминала о самой первой постановке народная артистка РСФСР Мария Викс.


(ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.8.ЛЛ.37об.,38).

«Наступило утро 8 июля 1933 года. В здании театра все замерло. Кажется, даже сами стены насторожились. И вот уже заполняются кресла. Касса сообщает: «Билетов больше нет», а люди идут и идут. Второй звонок. Оркестр настраивает инструменты, но и зал не отстает: шумно. Публика взволнована. Третий звонок. Свет в зале медленно гаснет. Началась увертюра «Роз-Мари». […]..После первого акта уже чувствовалось зрительское одобрение. У всех появилось второе дыхание. Второй и третий акты закончились под дружные аплодисменты. А после спектакля поклоны, поклоны, приветствия и цветы», - рассказывал о премьере Леонид Викторович Луккер.

(ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.8.ЛЛ.30,31).

Так состоялась премьера нового Свердловского театра музыкальной комедии.

Первая афиша Свердловского театра музыкальной комедии «Роз-Мари». ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.8.Л.3.

Первая афиша Свердловского театра музыкальной комедии «Роз-Мари». ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.8.Л.3.

Артисты Свердловского государственного академического театра музкомедии. Групповой снимок. 1930-е гг. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.446.

Артисты Свердловского государственного академического театра музкомедии. Групповой снимок. 1930-е гг.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.446.

Артисты Свердловского театра музыкальной комедии С.А. Дыбчо и П.А. Емельянова. Автор съёмки: И. Тюфяков. г. Свердловск. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1551.

Артисты Свердловского театра музыкальной комедии С.А. Дыбчо
и П.А. Емельянова. Автор съёмки: И. Тюфяков. г. Свердловск. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1551.

Творческие контакты театра с ведущими композиторами и драматургами особенно усилились
в годы Великой Отечественной войны. Во-первых, в условиях эвакуации в Свердловске оказалось немало деятелей искусства из Москвы и Ленинграда. Во-вторых, потребность людей в выражении важных слов посредствам искусства стала особенно большой.

В 1943 году на проходившей в Москве Всесоюзной конференции свердловский театр был назван «лабораторией советской оперетты».

Именно в военные и послевоенные годы последовал ряд военно-патриотических спектаклей: «Табачный капитан» В. Щербачева, удостоенный в 1946 году Государственной премии СССР, «Дочь фельдмаршала» О. Фельцмана (в Свердловске - первая постановка).

Участники отправки на фронт танков «Свердловский артист», изготовленных на средства коллектива Свердловского театра музыкальной комедии. Выступает артист Свердловского театра музкомедии А.Г. Маренич. г. Свердловск. 1943 г. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1641-2.

Участники отправки на фронт танков «Свердловский артист», изготовленных на средства коллектива Свердловского театра музыкальной комедии. Выступает артист Свердловского театра музкомедии А.Г. Маренич. г. Свердловск. 1943 г.
ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1641-2.

Участники отправки на фронт танков «Свердловский артист», изготовленных на средства коллектива Свердловского театра музыкальной комедии (копии). В центре - артистка Свердловского театра музкомедии М.Г. Викс. г. Свердловск. 1943 г. ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1643-3.

Участники отправки на фронт танков «Свердловский артист», изготовленных на средства коллектива Свердловского театра музыкальной комедии (копии). В центре - артистка Свердловского театра музкомедии М.Г. Викс. г. Свердловск. 1943 г.
ЦДООСО.Ф.221.Оп.3.Д.1643-3.

В поисках новых источников обогащения репертуара театр обратился к ряду интересных произведений зарубежных композиторов. В 60-х годах был поставлен мюзикл итальянского композитора Д. Модуньо «Черный дракон». На советской опереточной сцене это было первое обращение к зарубежному мюзиклу.

Захватывающий сюжет, яркие характеры, блестящая режиссура Владимира Курочкина
и потрясающие актерские работы: С. Духовный – Ринальдо, Н. Энгель-Утина – Анжелика (впоследствии роль играла А. Виноградова), А. Маренич – Трепло (позже – Н. Бадьев и Э. Жердер), М. Викс и П. Емельянова – тетя Агата, А. Матковский – барон Розарио (позже — Г. Энгель
и В. Сытник).

Ринальдо по прозвищу «Черный дракон» - благородный разбойник, этакий итальянский Робин Гуд, которого привела в ряды гарибальдийцев самоотверженная любовь девушки знатного происхождения Анжелики. С. Духовный казался просто созданным для роли: жгучий брюнет, романтичный и страстный, справедливый и решительный.

Ринальдо - Черный дракон молодого Семена Духовного на много лет стал эмблемой Свердловской оперетты. «Черный дракон» был спектаклем о молодости и красоте. Этот спектакль оставался
в репертуаре почти 15 лет, прошел более 350 раз и стал событием в истории музыкального театра.


(ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.7.Л.5.)

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

Буклет, посвященный спектаклю Свердловского государственного театра музыкальной комедии «Черный дракон» с участием С. Духовного. 1974 г. ЦДООСО.Ф.1775.Оп.1.Д.2.

В 60-е - 70-е годы на сцене театра появились спектакли, поднимающие тему Великой Отечественной войны, преемственности поколений («Севастопольский вальс», «Девушка
с голубыми глазами», «Пусть гитара играет»).

Большая часть постановок – первооткрытия театра. Быть первыми в постановках театру помогали и грамотное руководство (Г.И Кугушев, В.А. Курочкин), и блистательный актерский состав, который постоянно пополнялся за счет талантливых молодых актеров – победителей всесоюзных смотров-конкурсов.

Афиша спектаклей Свердловского театра музыкальной комедии в Москве. 1964 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.63.

Афиша спектаклей Свердловского театра музыкальной комедии в Москве. 1964 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.63.

Афиша спектакля «Девушка с голубыми глазами» Свердловского театра музыкальной комедии с участием Энгель-Утиной Н.А. 1966 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.63.

Афиша спектакля «Девушка с голубыми глазами» Свердловского театра музыкальной комедии с участием Энгель-Утиной Н.А. 1966 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.63.

Энгель Г.М. в роли купца Смурова в спектакле «Табачный капитан». 1969 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.19.

Энгель Г.М. в роли купца Смурова в спектакле «Табачный капитан». 1969 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.19.

Сцена из спектакля «Дарю тебе любовь»; Леся – Е. Мельникова, Шарыгин – заслуженный артист РСФСР А. Воронцов. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2Д.498.

Сцена из спектакля «Дарю тебе любовь»; Леся – Е. Мельникова, Шарыгин – заслуженный артист РСФСР А. Воронцов.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2Д.498.

Солист балета И. Бектемиров в спектакле «Дарю тебе любовь». ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.500.

Солист балета И. Бектемиров в спектакле «Дарю тебе любовь». ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.500.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет»; Иван – заслуженный артист РСФСР С. Духовный, Наташа – Н. Балагина.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет»; Иван – заслуженный артист РСФСР С. Духовный, Наташа – Н. Балагина.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет». Алексей Захаренко – И. Крапман, Котик – народный артист РСФСР Э. Жердер. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.506.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет». Алексей Захаренко – И. Крапман, Котик – народный артист РСФСР Э. Жердер. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.506.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет»; Влад – А. Шамбер, Наташа – Л. Трусова. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.503.

Сцена из спектакля «Пусть гитара играет»; Влад – А. Шамбер, Наташа – Л. Трусова.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.503.

Поиск новых форм выражения натолкнул коллектив на обращение к мюзиклу – недавно пришедшей на советскую сцену разновидности «западного музыкального спектакля».

Отличительной особенностью этого жанра является особая роль музыки, приобретающей стилистическую раскованность, одевающейся в яркое платье новых мелодий симфо-джаза.

Обращение театра к мюзиклу продиктовано велением времени, стремлением овладеть новыми выразительными средствами, новыми образами и идеями.

Музыка и драматургия, выступающие в мюзикле на равных, диктуют новые способы художественного решения спектаклей, где пластическое своеобразие существует как один
из приемов раскрытия характера действия и действующих лиц.

Мюзиклы «Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!» в исполнении свердловчан являлись,
по мнению критиков, примерами интерпретации классических мюзиклов, в которых все элементы (художественное оформление, режиссура, музыка) образовывали крепко спаянный механизм.

Успех спектаклей раскрыл потенциальные возможности исполнителей, еще раз подтвердил право театра на решение серьезных творческих задач.

В.Г. Сытник в роли профессора Хиггинса в спектакле «Моя прекрасная леди». [1973 г.]. ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.25.

В.Г. Сытник в роли профессора Хиггинса в спектакле «Моя прекрасная леди».
[1973 г.].
ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.25.

В.Г. Сытник в роли профессора Хиггинса и актриса Свердловского государственного театра музыкальной комедии А.Е. Виноградова (жена) в роли Элизы в спектакле «Моя прекрасная леди». [1973 г.]. ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.27.

В.Г. Сытник в роли профессора Хиггинса и актриса Свердловского государственного театра музыкальной комедии А.Е. Виноградова (жена) в роли Элизы в спектакле «Моя прекрасная леди». [1973 г.].
ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.27.

Актеры Свердловского государственного театра музыкальной комедии В. Г. Сытник (второй слева) в роли профессора Хиггинса, В.М. Валента (третья слева) в роли миссис Хиггинс, В.С. Черноскутов в роли полковника Пикеринга в спектакле «Моя прекрасная леди». [1973 г.]. ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.29.

Актеры Свердловского государственного театра музыкальной комедии В. Г. Сытник (второй слева) в роли профессора Хиггинса, В.М. Валента (третья слева) в роли миссис Хиггинс, В.С. Черноскутов в роли полковника Пикеринга в спектакле «Моя прекрасная леди». [1973 г.].
ЦДООСО. Ф.1826.Оп.2.Д.29.

Сцена из спектакля «Хелло, Долли!; Барнаби – народный артист РСФСР Э. Жердер, Корнелий – заслуженный артист РСФСР В. Черноскутов. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.510.

Сцена из спектакля «Хелло, Долли!; Барнаби – народный артист РСФСР Э. Жердер, Корнелий – заслуженный артист РСФСР В. Черноскутов. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.510.

Г. Петрова, заслуженная артистка РСФСР, в роли Ирэн Моллой в спектакле «Хелло, Долли!». ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.511.

Г. Петрова, заслуженная артистка РСФСР, в роли Ирэн Моллой в спектакле «Хелло, Долли!».
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.511.

Н.А. Энгель-Утина, народная артистка РСФСР, в роли Долли в спектакле «Хелло, Долли!». ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.512.

Н.А. Энгель-Утина, народная артистка РСФСР, в роли Долли в спектакле «Хелло, Долли!».
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.512.

23 марта 1977 года состоялся выпуск спектакля «Тетка Чарлея» (пьеса В. Полякова по Т. Брандону, стихи Р. Рождественского).

Пьеса «Тетка Чарлея» появилась в Англии в конце XIX века. К моменту постановки спектакля
в Свердловском театре музыкальной комедии вариант «Тетки Чарлея» был отыгран во всех театрах оперетты Советского Союза.

Ставил постановку в театре выпускник режиссёрского факультета Ленинградского театрального института А. Марков. Балетмейстером был балетмейстер из оперного театра Каныгин.

На роль Бабса Баберлея был назначен актер Виктор Сытник. Эту роль он сыграл более 600 раз. Удивительная актерская органика позволила Сытнику быть убедительным и в мужском костюме – в искрометных трио с друзьями, в лирическом дуэте с Эллой (Л. Трусова, Н. Басаргина)
и, безусловно, в шикарных женских туалетах.

«Костюмы Бабса в спектакле тоже были творением Виктора Сытника. Когда, вдоволь натешивши партнеров и публику своими проказами и чередой ярких, стильных платьев донны Люции д'Альвадорец, В. Сытник поворачивался к залу спиной, а там открывалось огромное, во всю спину, декольте в форме сердца – зал заходился от хохота. […] В проказах Бабса, в том числе и в проказах
с костюмами, в исполнении В. Сытника все было оправданно, остроумно, обдуманно», - 14 июля 2010 года.

ЦДООСО.Ф.1826.Оп.1.Д.23.Л.13.

Автор музыки О. Фельцман очень любил эту постановку, был частым гостем в театре и не раз сам вставал за дирижерский пульт. Исполнитель роли Бабса в фильме «Здравствуйте, я Ваша тетя» Александр Калягин также высоко оценил работу Виктора Григорьевича Сытника.
Вера Вольхина. «В вихре «браво» и оваций…».


ЦДООСО.Ф.1826.Оп.5.Д.11.Л.44.

Спектакль шел на сцене тринадцать лет. За первый год было сыграно сто спектаклей. Постановка стала одной из самых любимых у зрителей и профессионалов.

В.Г. Сытник в роли Бабса Баберлея (в мужском костюме) в спектакле «Тетка Чарлея». [1977 г.] ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.42.

В.Г. Сытник в роли Бабса Баберлея (в мужском костюме) в спектакле «Тетка Чарлея». [1977 г.]
ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.42.

Актеры Свердловского государственного театра музыкальной комедии В.Г. Сытник и Н.В. Балагина (первая слева) в спектакле «Тетка Чарлея». [1977 г.] ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.48.

Актеры Свердловского государственного театра музыкальной комедии В.Г. Сытник
и Н.В. Балагина (первая слева) в спектакле «Тетка Чарлея». [1977 г.]
ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.48.

Композитор О.Б. Фельцман с актерами Свердловского государственного театра музыкальной комедии, исполнителями роли в спектакле «Тетка Чарлея». На снимке: пятый слева – О.Б. Фельцман, первая справа – Н.А. Шамбер, второй справа – В.Г. Сытник, третья справа – Э.И. Прийменко. [1977 г.] ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.50.

Композитор О.Б. Фельцман с актерами Свердловского государственного театра музыкальной комедии, исполнителями роли в спектакле «Тетка Чарлея». На снимке: пятый слева – О.Б. Фельцман, первая справа – Н.А. Шамбер, второй справа – В.Г. Сытник,
третья справа – Э.И. Прийменко. [1977 г.]
ЦДООСО.Ф.1826.Оп.2.Д.50.

В 1978 году на сцене театра появляется спектакль «Рыцарь Синяя Борода» (либретто
Е. Гальпериной по А. Мельяку и Л. Галеви). Это новое обращение к творчеству Ж. Оффенбаха подтвердило возросший уровень мастерства театра. Спектакль получил высокую оценку критиков, зрителей и прессы.

Постановку отличала яркость театральных костюмов, которые вместе с музыкой и режиссурой создавали неповторимый зрительный ряд.

Художником по костюмам спектакля «Рыцарь Синяя борода» был назначен польский декоратор Мариан Станчак. Ассистентом по костюмам стал Виктор Григорьевич Сытник, который совмещал работу актёра с работой художника по костюмам.

Для спектакля необходимо было сшить 250 костюмов.

«Спектакль был «дворцовый». Все действующие лица – королевы, принцы и принцессы, а ткани, которые затмили бы костюмы массовки, не было. Пришлось брать разрешение
в обкоме партии на покупку тканей в комиссионных магазинах.
На Уралмаше я нашел в комиссионке «персидские» сверкающие ткани, но нужного метража
не оказалось, пришлось объехать все «комиссионки» города. Наконец костюмы были сшиты. Они оказались настолько хороши, что на первых костюмных репетициях мы забывали тексты, разглядывая партнеров…», - вспоминал Виктор Григорьевич Сытник.

ЦДООСО.Ф.1826.Оп.1.Д.1.Л.40.

Постановку хорошо встретили даже в столичных театрах, так, газета «Правда» называла «Синюю Бороду» в постановке Свердловского театра музыкальной комедии «радостным исключением
из правила… спектаклем ансамблевым и зрелищным, не реставрирующим старое сочинение,
а решающим его во всеоружии современных средств, которыми располагает жанр».

(Газета «Правда», 1979, 20 мая).

Энгель Г.М., Энгель-Утина Н.А., Горубнов П., Чернов Ю.А. в спектакле «Рыцарь Синяя Борода». 1978 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.94.

Энгель Г.М., Энгель-Утина Н.А., Горубнов П., Чернов Ю.А. в спектакле "Рыцарь Синяя Борода". 1978 г.
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.94.

Энгель Г.М. и Шамбер А. в спектакле «Рыцарь Синяя Борода». [1985 г.]. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.31.

Энгель Г.М. и Шамбер А. в спектакле «Рыцарь Синяя Борода». [1985 г.]. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.31.

Сцена из спектакля «Рыцарь Синяя Борода». Синяя Борода – А, Зангиев. Автор съёмки: В.И. Засыпкин. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.523.

Сцена из спектакля «Рыцарь Синяя Борода». Синяя Борода – А, Зангиев. Автор съёмки: В.И. Засыпкин.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.523.

Календарь Свердловского Ордена Трудового Красного Знамени академического театра музыкальной комедии на 1988 год с изображением сцены из спектакля «Рыцарь Синяя Борода». 2 марта 1987 г. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.74.Л.2.

Календарь Свердловского Ордена Трудового Красного Знамени академического театра музыкальной комедии на 1988 год с изображением сцены из спектакля «Рыцарь Синяя Борода». 2 марта 1987 г.
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.1.Д.74.Л.2.

В спектаклях театра 1980-х годов поднимаются проблемы человеческих взаимоотношений, вопросы верности и чести, любви и дружбы, воспевается радость бытия и человеческая солидарность.

2 марта 1988 году в театре состоялась премьера — был поставлен спектакль «Двое» (по пьесе
А. Арбузова «Старомодная комедия»). В этом спектакле было всего две роли, обе главные. В одной был занят Георгий Михайлович Энгель, а другую сыграла Нина Александровна Энгель-Утина.

Подготовка к новой постановке велась с июля 1987 года: композитором К. Кромским
и драматургом А. Ганговым пьеса была «переведена» на язык музыкального театра.

Народная артистка РСФСР Н. Энгель-Утина, исполнительница главной роли в спектакле вспоминала о работе над спектаклем: «Репетировали дома, в городском транспорте, в выходные и после спектакля – в театре. Даже на гастролях в Сочи, когда в свободные часы вся труппа плескалась
в море, мы разучивали танцы с опытным сочинским балетмейстером Ириной Тиме. […] Главный режиссер театра К. Стрежнев, посмотрев «вчерне» нашу работу, согласился взять на себя художественное руководство постановкой и подготовить внеплановый спектакль. Большую помощь оказали нам дирижер Борис Нодельман и концертмейстеры Галина Сербиенко и Элла Кобцева, на ВИЗе изготовили декорации по эскизам художника И. Нежного. Перед нами же стояла сложная задача – как можно более полно показать трудные и очень разные судьбы героев. Найти, несмотря на их ссоры и другие раздражения, то, что так необходимо каждому из них друг в друге.
И, конечно же, выразить все это средствами нашего жизнерадостного жанра».

(1988 г., ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.Л.34)

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома Г.М. Энгеля, посвященного его 70-летнему юбилею и 40-летию его творческой деятельности. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома посвященного 70-летнему юбилею Г.М. Энгеля и 40-летию его творческой деятельности.
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома Г.М. Энгеля, посвященного его 70-летнему юбилею и 40-летию его творческой деятельности. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома посвященного 70-летнему юбилею Г.М. Энгеля и 40-летию его творческой деятельности.
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома Г.М. Энгеля, посвященного его 70-летнему юбилею и 40-летию его творческой деятельности. ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

Фотографии спектакля «Двое» с исполнителями: Г.М. Энгелем и Н.А. Энгель-Утиной. Из фотоальбома посвященного 70-летнему юбилею Г.М. Энгеля и 40-летию его творческой деятельности.
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.4.Д.1.

 «Мы чаще всего встречались с отдельными, подчас блистательно удачными прорывами в будущее музыкального спектакля, но, пожалуй, впервые перспектива жанра столь заманчиво предстала
в художественной программе целого творческого коллектива. Эта программа формируется, видоизменяется, уточняется на наших глазах, в ней еще много спорного и, наверное, много ложных троп. Не ошибается лишь тот, кто не ищет. Тем не менее, это программа, имеющая в виду
не столько сиюминутные потребности, сколько стратегию жанра, поиски новых, эффективных
и долговременных источников энергии для его развития…».

(Журнал «Театр» № 10, 1977г.).

Работники Свердловского государственного академического театра музкомедии – участники ВОВ у памятника В.И. Ленину. Групповой снимок. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.489.

Работники Свердловского государственного академического театра музкомедии – участники ВОВ у памятника В.И. Ленину. Групповой снимок.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.489.

Энгель Г.М., Энгель-Утина Н.А., Антонова Р.А., Жердер Э.Б., Стыник В.Г. у входа в театр. [1985 г.] ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.99.

Энгель Г.М., Энгель-Утина Н.А., Антонова Р.А., Жердер Э.Б, Сытник В.Г. у входа в театр. [1985 г.]
ЦДООСО.Ф.1704.Оп.2.Д.99.

Интерьер в в фойе Свердловского государственного академического театра музкомедии с фотовыставкой, посвященной советской оперетте. ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.455.

Интерьер в в фойе Свердловского государственного академического театра музкомедии с фотовыставкой, посвященной советской оперетте.
ЦДООСО.Ф.696.Оп.2.Д.455.


  • Текст и подбор фотографий:
    А.Н. Злобина, научный сотрудник отдела использования и публикации архивных документов.
  • Оцифровка документов:
    Е.Н. Григорьева, главный архивист отдела комплектования и упорядочения аудиовизуальных и электронных документов.
  • Дизайн, обработка изображений, верстка:
    Е .В. Кирсанов, главный архивист отдела комплектования и упорядочения аудиовизуальных и электронных документов.