В августе 2020 года исполняется 40 лет с момента начала строительства Свердловского - Екатеринбургского метрополитена.

28 августа 1980 года начала вершиться история первой на Урале подземной магистрали. В этот день на площадке по соседству со старым железнодорожным вокзалом был вынут первый ковш земли из ствола будущей шахты станции «Свердловская» (ныне «Уральская»). В сентябре того же года на этой станции развернулись горнопроходческие работы.

Впервые о метро в гор. Свердловске заговорили в начале 60-х годов XX века в годы, когда началась массовая застройка новых территорий. Новые районы нуждались в более быстрой и надёжной связи с центром города и промышленными предприятиями. В январе 1967 года в Свердловске родился миллионный житель, это и послужило поводом включения города в список претендентов на строительство метро.

В эти же годы институтом «Свердловскгражданпроект» разрабатывался Генплан развития города на ближайшие десятилетия, в котором обосновывалась необходимость строительства метро в Свердловске и были предложены основные направления трёх линий: север-юг, запад-восток и юго-запад - северо-запад.

Летом 1973 года в районе нынешней станции метро «Динамо» были пробурены шесть скважин с целью изучения геологических условий под городом и возможности строительства метро. Бурение скважин велось, в том числе, и с плавучих платформ на акватории городского пруда.

15 ноября 1974 года в 10 часов утра мастер Николай Андрианов под руководством начальника изыскательской партии Игоря Сабурова приступили к бурению первой разведочной скважины на линии будущей трассы Свердловского метрополитена в районе стрелки городского пруда на «Динамо».

В декабре 1977 года Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли решение о проектировании в 1978 году и строительстве в одиннадцатой пятилетке метрополитена в гор. Свердловске (Постановление Совета Министров СССР от 06 декабря 1977 г. № 2545-р ). За перспективную схему был взят план, состоящий из трёх линий, пересекающихся в центральной части города.

28 августа 1980 года первому на Урале метро дали старт: старший инспектор дирекции «Метростроя» Виталий Жученко, прораб Марс Юнусов, машинист экскаватора, депутат Березовского горсовета Владимир Иванович Смышляев и водители самосвалов Иван Дмитриев и Михаил Чучалин – строители, которые вписали свои имена в историю рождения Свердловского метрополитена.

Документы, представленные на сайте из фондов Центра документации:

  • Ф. № 4 «Свердловский областной комитет КПСС»;
  • Ф № 161 «Свердловский городской комитет КПСС»;
  • Ф. № 2138 «Ветлугин Владислав Михайлович (1939 - 2005), фотокорреспондент газеты «Уральский рабочий»;
  • Газета «Вечерний Свердловск» №159 от 9 июля 1977 г.
  • 01-2138
  • 02-2138
  • 03-2138
  • 04
  • 05-161_51_6_177
  • 06-161_51_6_178
  • 07-161_51_6_180
  • 08-4_95_282_031
  • 09-4_95_282_032
  • 10-4_95_282_033
  • 11-4_95_282_034
  • 12-4_95_282_035
  • 13-02_161_55_11_005
  • 14-02_161_55_11_007
  • 15
  • 16_2138
  • 17_2138