1 декабря отмечается 125 лет со дня рождения одного из крупнейших советских полководцев маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. В течение пяти лет – с февраля 1948 г. по февраль 1953 г. – прославленный военачальник был непосредственно связан с Уралом.
Помимо того, что Маршал Победы, пребывая в своей второй после Одессы «ссылке», командовал в эти годы Уральским военным округом, на Среднем Урале он еще и принял участие – по мере возможности и в оговоренных «сверху» рамках – в политической деятельности.
В фонде № 4 ЦДООСО «Свердловский обком КПСС» выявлены интересные свидетельства участия Г.К. Жукова в ряде местных избирательных кампаний в высший законодательный орган СССР и региональные партийные структуры. Несомненный интерес представляют личное дело маршала и протоколы конференций Свердловской областной парторганизации.
По свидетельству подполковника Н. Мыльникова – в ту пору военкора газеты УралВО «Красный боец», – в первый раз маршала Жукова выдвинули кандидатом в Верховный Совет СССР III-го созыва рабочие Ирбитского избирательного округа Свердловской области. Выборы были назначены на 12 марта 1950 г.; всю зиму 1949 – 1950 гг. и весну 1950 г. на Среднем Урале шла предвыборная кампания, в которой активное участие принял наиболее известный и популярный в тот момент кандидат – сам Маршал Победы!
Притом, что с февраля 1948 г. Жуков находился в негласной «ссылке», и центральная печать наглухо молчала о нем, интерес к личности полководца со стороны уральцев был огромным. Еще по прибытии из Одессы в Свердловск маршал коротко распорядился: «Положенных почестей не устраивать». Но в январе 1950 г. на встрече с избирателями Ирбитского района он был встречен с такими почестями, что не заметить этого было попросту невозможно.
Н. Мыльников писал: «Местным властям не рекомендовалось выражать особых приветствий Г.К. Жукову при его официальных встречах с горожанами. Однако свердловчанам не были известны московские запреты. И уральцы тепло и активно проявляли свою признательность Маршалу Победы горячими аплодисментами, громогласными здравицами, возгласами и во время проведения городских праздничных демонстраций, и в театрах, и при общении полководца с рабочими уральских предприятий, с тружениками колхозов и совхозов». Чтобы повидать маршала, на его встречи с избирателями в Буланаше и Егоршино стекались тысячи человек, в том числе множество фронтовиков. По свидетельству очевидца, на встречах с уральцами Жуков «ни разу, ни одним словом, не обмолвился о своих полководческих заслугах».
В 1952 г., в преддверии XIX-го партсъезда, опала» немного ослабла: маршала не вернули в Москву, но дали добро на выдвижение в состав Свердловского обкома ВКП(б). На VIII-й областной партконференции в Свердловске 22 – 24 сентября против кандидата в члены обкома Г. Жукова был подан – при 650 голосах «за» – всего 1 голос «против». Тогда же маршал был единогласно избран делегатом XIX-го съезда партии.
Сразу после смерти Сталина Маршала Победы вернули из уральской ссылки, доверив важный пост первого заместителя Министра обороны СССР. Но уже зимой 1953 – 1954 гг. Г. Жуков был выдвинут избирателями Нижнетагильского округа Свердловской области кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР IV-го созыва. Первыми прославленного полководца принимали в январе 1954 г. рабочие Уральского вагоностроительного и Ново-Тагильского металлургического заводов.
Повсюду Маршал Победы, как и ранее, приковывал к себе всеобщее внимание, излучал уверенность, выражал искренние симпатии к уральцам. «Новая высокая должность в Минобороны, казалось, еще шире расправила его могучие плечи… Вот что значит, когда прославленный герой войны, не однажды обиженный Сталиным, обрел свои крылья, оказался в родной стихии», – вспоминал очевидец.
Представленные материалы публикуются впервые.
По материалам ЦДООСО:
Ф. 4. Оп. 50. Д. 1. ЛЛ. 63 – 65, 72,73;
Ф. 4. Оп. 66. Д. 1130. ЛЛ. 9 – 19.