Виталий Михайлович Волович — советский и российский художник, график. Народный художник Российской Федерации (2016), академик Российской академии художеств (2012). Портрет. [2000-е гг.] Автор съёмки Л. Баранов. – ЦДООСО. Ф. 2423. Оп. 3. Д.

3 августа 2023 года исполняется 95 лет со дня рождения Виталия Михайловича Воловича – графика, художника книги, живописца.

Виталий Михайлович родился 3 августа 1928 года в городе Спасске-Дальнем Приморского края. Спустя 4 года его семья переехала в Свердловск. Мать художника, Клавдия Владимировна, и отчим, Константин Васильевич Боголюбов, сами писатели, привили Виталию любовь к чтению. Как вспоминал Волович, «он родился и вырос среди книг».

В Свердловске Виталий окончил школу и художественное училище. Его учителями и первыми наставниками были Александр Александрович Жуков и иллюстратор, график Олег Дмитриевич Коровин. После окончания училища в 1948 году Волович несколько лет работал преподавателем в художественной школе.

Книжной графикой, как вспоминал сам художник, он занялся по просьбе Свердловского издательства, которое в 1950-е гг. активно сотрудничало с молодыми художниками.

Оформление книг, выпускаемых в послевоенные годы, ограничивалось обложкой и несколькими иллюстрациями, но детская книга обладала более «нарядным» комплексом оформления. Иллюстрации к книгам в этом жанре принесли художнику первые удачи на республиканских выставках.

Романтической натуре Воловича ближе всего оказались сказочная и героическая литературная классика. В 1953 году он выполнил иллюстрации к «Кладовой солнца» Михаила Михайловича Пришвина. Иллюстрации к этой книге художник считал своей первой серьезной работой. Пришвин был покорен. «Кладовую солнца» издавали бесчисленное количество раз, и у меня стоят «Кладовые» всех размеров и цветов. Но Ваша — лучшая», - писал он Воловичу.

В конце 1950-х годов художник иллюстрирует народный фольклор – чешский («Пастух и рыцарь»), китайский (сказка «Обезьяна и черепаха»), ненецкий («Побежденный кит», «Мансийские сказы»). Не впадая в этнографизм, иллюстратор передает приемы народного искусства и элементы национального орнамента.

Поэтический мир уральских преданий художник воплотил в 1963 г. в иллюстрациях к «Малахитовой шкатулке».

Виталий Михайлович выполнил иллюстрации к балладе «Вересковый мед» Р. Стивенсона (1965 г., серебряная медаль Международной Лейпцигской книжной выставки 1965 года); «Ричарду III» (1967 г.), «Отелло» (1968 г.) У. Шекспира; «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье (бронзовая медаль Международного конкурса книжной иллюстрации 1976 г. в г. Брно); «Эгмонту» Гете (1980 г.; бронзовая медаль в Лейпциге); «Орестее» Эсхила (1987 г.); и др.

Однако художнику становится «тесно в книге»: литографии и офорты 70-х гг., навеянные языческой мифологией, средневековой поэзией и литературой, воспринимаются отдельными произведениями. У Воловича появляются серии станковой графики – Цирк» [1974 – 1994 гг.], «Средневековые мистерии» [1972 – 1998 гг.], «Женщины и монстры» [1975 – 2001 гг.], «Моя мастерская» [1997 – 2002 гг.].

В конце 1980-х гг. Виталий Михайлович выполняет пейзажный цикл «Старый Свердловск». Художник передает свое видение города – «дивно украшенного ажуром кованых оград, крылец и балконов, узорами чугунных решеток набережных».

Виталий Волович являлся членом Союза художников СССР (с 1956 г.), членом правления Свердловской организации Союза художников РСФСР (с 1962 г.); избирался делегатом II (1963 г.), III (1968 г.), IV (1972 г.), V (1978 г.), VI (1982 г.), VII (1988 г.) съездов художников СССР; I (1960 г.), II (1968 г.), III (1972 г.), IV (1976 г.), V (1981 г.), VI (1987 г.) съездов художников РСФСР.

Заслуженный художник РСФСР (1973 г.), лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995 г.), премий Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999, 2008 гг.), Почетный гражданин Екатеринбурга (2007 г.) и Ирбита (2008 г.), академик Российской академии художеств (2012 г), Народный художник Российской Федерации (2016 г.).

В ЦДООСО находится на хранении личный фонд Виталия Михайловича Воловича (№ 1751). Документы переданы на хранение по договору дарения и заявлению самого фондообразователя. В фонд включены творческие документы В.М. Воловича; буклеты и каталоги с его иллюстрациями; письма художнику; документы к биографии.

Наибольший интерес представляют карандашные эскизы Виталия Воловича, интервью с художником.

Внимание исследователей могут привлечь статьи о творческой деятельности В.М. Воловича, написанные уральскими искусствоведами: Б.В. Павловским, Г.В, Голынец, С.В. Голынцом, В.А. Карповым.

Скончался художник 20 августа 2018 г.

Образ Виталия Михайловича Воловича остался в знакомом жителям города памятнике «Горожане. Разговор». 18 августа 2008 года в сквере на пересечении проспекта Ленина и улицы Мичурина была открыта трехфигурная бронзовая композиция, представляющая уральских художников – Виталия Воловича, Мишу Брусиловского и Германа Метелева. Автор скульптурной композиции — друг Виталия Воловича, екатеринбургский скульптор Андрей Геннадьевич Антонов. Скульптура стала подарком городу, позволила выразить любовь горожан к знаменитым художникам.

По материалам: ЦДООСО. Ф. 1751. Оп. 1. Д. 3. Л. 2а, 2а об.; Д. 4. Л. 6; Д. 24. Л. 1; Д. 34. Л. 91, 150.

Научный сотрудник отдела использования
и публикации архивных документов
ГКУСО «ЦДООСО» А.Н. Злобина


  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13-2
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16