В феврале 2014 г. исполнилось 55 лет со времени гибели при невыясненных обстоятельствах группы студентов и выпускников Уральского политехнического института, во время туристического похода по северу Свердловской области. Это трагическое событие, несомненно, является одной из самых загадочных страниц советского периода истории уральского региона.

23 января 1959 года студенты УПИ – Александр Колеватов, Рустем Слободин, Юрий Юдин, Людмила Дубинина, Зинаида Колмогорова, инженеры – Юрий Дорошенко, Георгий Кривонищенко, Николай Тибо-Бриньоль и инструктор Коуровской турбазы Александр Золотарев отправились в лыжный поход по маршруту г.Свердловск – г.Ивдель – поселок 2-й Северный – гора Отортен – гора Ойка-Чакур – река Северная Тошемка – поселок Вижай – г.Ивдель – г.Свердловск. Возглавлял группу студент политехнического института Игорь Дятлов. Туристы рассчитывали к середине февраля дойти до конечной точки маршрута — посёлка Вижай и послать телеграмму о своем возвращении в спортклуб института. Первоначально в группе было десять человек, но Юрий Юдин из-за боли в ноге (приступ радикулита) из поселка 2-й Северный вернулся в Свердловск.

Предположительно 1 февраля 1959г. участники похода остановилась на ночлег на склоне горы, носящей мрачное мансийское название Холат-Сяхыл – "Гора мертвецов" (на картах того времени обозначавшаяся как высота "1079"), недалеко от безымянного перевала. О дальнейшем остается только догадываться и строить предположения...

В УПИ о туристах беспокоиться начали только в середине февраля, когда все контрольные сроки возвращения группы прошли. 18 февраля Свердловский городской комитет по делам физической культуры и спорта запросил о дятловцах поселок Вижай, откуда на следующий день пришел ответ о том, что туристы не вернулись.

22 февраля при профкоме УПИ был создан штаб по организации поисков, направивший в г.Ивдель группу спасателей, возглавленную студентом Борисом Слобцовым. 24 февраля для обнаружения следов дятловцев подключили местных охотников-манси, а 25-го в Ивдельский район были заброшены дополнительные поисковые группы.

Помимо них поисками занимались военнослужащие внутренних войск, а также спортсмены, специально приехавшие для этого из Москвы.

26 февраля группой Слобцова на восточном склоне высоты "1079" была найдена пустая палатка с разрезанной изнутри стенкой. В палатке осталось снаряжение, а также обувь и верхняя одежда части туристов. Расположение и наличие предметов в палатке свидетельствовали том, что она была оставлена дятловцами одновременно и поспешно, через разрезы, сделанные в ней чьим-то ножом. Ниже палатки на снегу сохранились следы людей, удаляющихся от палатки по склону горы к лесу. Следы были оставлены как обувью, так и необутыми ступнями ног.

К месту обнаружения палатки, были стянуты все имеющиеся силы. В полутора километрах от палатки, у границы леса, рядом со следами костра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Георгия Кривонищенко. Они были раздеты до нижнего белья. В 300 метрах от них, вверх по склону и в направлении палатки, лежало тело Игоря Дятлова. В 180 метрах от него, выше по склону, нашли труп Рустема Слободина, а в 150 метрах от Слободина, ещё выше, — Зинаиды Колмогоровой. На трупах Дятлова, Дорошенко, Кривонищенко, Колмогоровой не было следов насилия. По всей вероятности, туристы погибли от переохлаждения. Слободин же имел черепно-мозговую травму, которая могла сопровождаться неоднократной потерей сознания и способствовала замерзанию.

Дальнейшие поиски тел остальных погибших, результатов не давали, и появилось предложение прекратить их до весны, но под нажимом сверху они были продолжены. Был составлен утвержденный 13 марта 1959г. председателем Свердловского облисполкома К. К.Николаевым план проведения поисковых работ, согласно которому их продолжение возлагалось, в основном, на УПИ. В помощь институту Уральский военный округ должен был выделить два вертолета и десять саперов, Управление внутренних дел Свердловской области – десять военнослужащих внутренних войск, Северная экспедиция Уральского геологического управления должна была обеспечивать радиосвязь. Для непосредственного руководства поисковыми работами предполагалось создать в г.Ивделе оперативную группу, в которую должны были войти первый секретарь Ивдельского горкома КПСС И.С.Проданов, начальник управления Ивдельлага В.А. Иванов, преподаватель военной кафедры УПИ Г.С.Ортюков и другие.

В то же время, местные партийные органы и органы государственной власти делали все возможное, чтобы информация о трагедия на Северном Урале не получила широкого распространения. Так, например, согласно воспоминаниям родственников погибших, работники Свердловского обкома КПСС хотели, чтобы дятловцев похоронили в Ивделе, подальше от областного центра. Родители все же сумели настоять на том, что хоронить своих детей они будут в Свердловске. По воспоминаниям студентов, партком УПИ препятствовал помещению в вестибюле здания института объявления о времени и месте похорон. И, конечно же, о случившемся молчали средства массовой информации той поры – газеты и радио.

9 марта, в день похорон, траурную процессию, двинувшуюся было на площадь перед УПИ, чтобы погибшие могли проститься с учебными корпусами родного института, остановили сотрудники милиции и направили прямиком к Михайловскому кладбищу, на котором были определены места для могил Игоря Дятлова, Юрия Дорошенко, Рустема Слободина и Зинаиды Колмогоровой. Георгия же Кривонищенко похоронили на другом кладбище г.Свердловска – Ивановском.

10 марта на заседании бюро Свердловского обкома КПСС (на котором присутствовал лично первый секретарь обкома А.П.Кириленко) был рассмотрен вопрос о гибели дятловцев. Обком отметил отсутствие элементарного порядка при подготовке и проведении туристических походов в физкультурной организации УПИ, обратил внимание Свердловского горкома КПСС на отсутствие с его стороны контроля за организацией туристической работы в высших учебных заведениях г.Свердловска, предложил городскому комитету партии тщательно расследовать причины гибели туристов и привлечь виновных к партийной и государственной ответственности.

27 марта прошло заседание бюро Свердловского горкома КПСС, на котором были заслушаны результаты расследования проведенного специальной комиссией обкома, возглавленной заместителем председателя Свердловского облисполкома В.А.Павловым. Комиссия установила, что непосредственной причиной гибели группы Дятлова является "большой ураган, который застиг ее при подходе к горе Отортен. Все участники группы, покинув по каким-то причинам палатку, поставленную на склоне высоты 1079, были раскиданы ураганным ветром, потеряли ориентировку, не сумели вернуться в палатку и погибли от мороза."

В заключении комиссии, ссылавшейся на мнение неких "опытных туристов – мастеров спорта" (фамилии которых в протоколе заседания бюро горкома не указаны) содержались выводы о том, что "установка палатки на склоне горы в условиях безлесья и частых ураганных ветров была совершенно неправильной, а выход туристов из палатки при такой погоде был недопустим". Таким образом, существенная доля вины за случившееся была возложена на самих погибших.

Любопытно то, что выводы комиссии обкома о причине гибели дятловцев и наличии в произошедшей трагедии их вины были сделаны еще до окончания расследования, проводимого органами прокуратуры (в частности, прокуратурой Свердловской области), которое началось еще в феврале, но завершилось только в конце мая 1959г.

В постановлении же областной прокуратуры от 28 мая 1959 г. о прекращении уголовного дела о гибели туристов, хотя и говорилось об их грубых ошибках при проведении похода, но, тем не менее, указывалось: "Осмотр палатки показал, что она поставлена правильно и обеспечивала ночлег туристам". К тому же выводам прокуратуры о совершенных при прохождении маршрута ошибках противоречит имеющаяся в данном постановлении фраза: "Все участники похода имели хорошую туристскую подготовку и могли участвовать в походе III (т. е. высшей) категории трудности". Безусловно, никто не застрахован от ошибок, но если туристы были опытными и хорошо подготовленными, то, вряд ли они могли, например, неправильно поставить палатку или не умели принимать оптимальные решения при возникновении во время похода каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Работники Свердловского горкома КПСС правильно поняли содержащееся в постановлении областного комитета партии указание, о том, где следует искать подходящие кандидатуры для привлечения к партийной и государственной ответственности.

На состоявшемся 27 марта заседании бюро горкома, в числе виновных в произошедшем ЧП были названы заместитель председателя Свердловского горисполкома, работники уже упраздненного к тому времени (в январе 1959г.) Свердловского городского комитета по физкультуре и спорту, но, прежде всего, администрация, партком, а также председатель правления спортивного клуба УПИ.

В своем служебном рвении работники горкома не пощадили и председателя профсоюзного комитета УПИ В.Е.Слободина, отца погибшего Рустема, объявив ему выговор с занесением в учетную карточку члена КПСС. Партийные чиновники обвинили его, потерявшего в трагедии на Холат-Сяхыл сына, не только в неудовлетворительном руководстве работой спортивного клуба, крупных недостатках в работе туристической секции института, но и в проявлении медлительности в организации поиска пропавших.

Все же, следует отметить и то, что в последнем пункте своего постановления бюро горкома рекомендовало Свердловскому горисполкому, совместно с администрацией УПИ, оказать материальную помощь членам семей погибших и определить пенсии тем их них, которые остались без кормильцев.
Между тем, поисковые работы продолжались, но только 4 мая, под снегом, в русле уже начавшего таять ручья, были найдены тела Людмилы Дубининой, Александра Золотарёва, Николая Тибо-Бриньоля и Александра Колеватова. Трое погибших имели тяжёлые травмы: у Дубининой и Золотарёва имелись переломы рёбер, у Тибо-Бриньоля — перелом костей черепа.

12 мая 1959 года Александр Колеватов, Людмилы Дубинина и Николай Тибо-Бриньоль были похоронены на Михайловском кладбище г.Свердловска.

28 мая 1959 г., вследствие того, что присутствие 1 или 2 февраля в районе высоты "1079" каких-либо других людей, кроме дятловцев не было установлено, на телах потерпевших не имелось наружных телесных повреждений и признаков борьбы, все ценные вещи погибших были в наличии, уголовное дело о гибели туристов прокуратурой Свердловской области было прекращено. В постановлении о прекращении уголовного дела указано, что причиной смерти туристов следует считать стихийную силу, преодолеть которую они были не в состоянии.

Несмотря на усилия поисковиков и работу сотрудников правоохранительных органов, полная картина происшествия так и не была установлена. Осталось невыясненным, что же действительно произошло с группой в ту ночь, почему туристы покинули палатку, как действовали дальше, при каких обстоятельствах четверо из них получили травмы, и почему ни один из участников похода не выжил. Даже установленное работниками прокуратуры время их гибели – ночь с 1 на 2 февраля некоторыми исследователями обстоятельств трагедии ставится под сомнение. Несмотря на множество имеющихся на сегодняшний день версий (как вполне реальных, так и абсолютно фантастических) гибель Игоря Дятлова и его товарищей пока по-прежнему остается загадкой.

Сотрудниками Центра документации общественных организаций Свердловской области в фондах партийных органов выявлен ряд документов, относящихся к этому трагическому событию полувековой давности, в том числе: протокол № 55 заседания бюро Свердловского обкома КПСС от 10 марта 1959г., протокол № 42 заседания бюро Свердловского горкома КПСС от 27 марта 1959г., план проведения поисковых работ группы Дятлова, утвержденный 13 марта 1959г. председателем Свердловского облисполкома К. К. Николаевым, радиограммы о ходе и результатах поисковых работ и др.

Информация, содержащаяся в данных документах, к сожалению, вряд ли, может способствовать установлению истинной причины трагедии, произошедшей на Северном Урале, но она даёт представление о принципах и методах работы советского партийно-государственного аппарата в те, уже, далекие от нас, 1950-е гг.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04