В далеком 1934 г. произошло событие, которое всколыхнуло весь Советский Союз. В феврале - апреле 1934 г. все советские люди обсуждали плавание, крушение, жизнь на льдине и спасение членов экипажа и полярной экспедиции парохода «Челюскин».
Сегодня история плавания и спасения челюскинцев несколько позабылась, однако события того времени, по нашему мнению, имели большое значение для консолидации советского общества. Поведение челюскинцев в лагере и их спасение получили огромный отклик в Советском Союзе и за его пределами. Как писал потом руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт «На примере летчиков и челюскинцев наша родина увидела себя, увидела мощь своей техники, рост своих сил, огромные возможности, которыми обладают люди, воспитанные коммунистической партией».
Экспедиция «Челюскина», по мнению О.Ю. Шмидта, являлась одним из «звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики – далекого севера нашей страны». О.Ю. Шмидт называл несколько задач экспедиции: смена зимовщиков на острове Врангеля и расширение тамошней полярной станции, изучение еще недостаточно изученных участков моря и открытие новых островов, проверка возможностей плавания неледокольных грузовых пароходов по Северному морскому пути.
Для реализации целей экспедиции было решено использовать пароход «Челюскин». Он был построен в 1933 году в Дании на верфях известной судостроительной фирмы "Burmeister and Wain", B&W, Copenhagen по заказу Наркомвода.
Историческое плавание «Челюскина» началось 2 августа 1933 г., когда пароход со 112 пассажирами на борту под руководством капитана В.И. Воронина и начальника экспедиции О.Ю.Шмидта вышел из порта Мурманска во Владивосток. На борту парохода грузоподъемностью более 4000 тонн находилось оборудование и инструменты для научных наблюдений, продовольственные запасы на 1,5 года, теплая одежда на всех участников экспедиции, спальные мешки, палатки. Кроме собственных экспедиционных грузов и угля «Челюскин» имел на борту строительные материалы – в разобранном виде два дома для острова Врангеля, а также другое имущества островной станции и фактории. Особенно ценным грузом экспедиции являлся самолет – амфибия «Ш-2». Много места на пароходе занимали бочки с горючим как для самолета, так и для радиостанции на острове Врангеля. Общий список всего перевозимого имущества насчитывал более полутора тысяч предметов. Кроме того, для обеспечения полярников свежим мясом на пароход были взяты живые коровы и свиньи.
В состав 112 членов экспедиции входило несколько групп специалистов: экипаж парохода (53 человека), члены экспедиции (29 человек) в том числе научные работники, журналисты, писатели, художник. На «Челюскине» также находился сменный персонал станции на острове Врангеля (18 человек), строительные рабочие (12 человек), которые должны были строить там дома. Ввиду длительности командировки некоторые полярники были с женами, а одна семья (начальника полярной станции П.С. Буйко) с годовалым ребенком. Во время плавания в Карском море 31августа 1933 г. у геодезиста острова Врангеля В.Г. Васильева и его жены Доротеи Ивановны родилась девочка, которую назвали в честь Карского моря Кариной.
Плавание парохода шло успешно вплоть до Новой Земли. Затем «Челюскин» вошел в Карское море. Столкновение с полярными льдами привело к серьезной деформации корпуса и появлению течи 13 августа 1933 года. Встал вопрос о возврате назад, но было принято решение продолжить путь.
4 ноября 1933 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды не смогли спасти положения. Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог.
13 февраля 1934 г. в результате мощнейшего сжатия льдами «Челюскин» был раздавлен и после этого в течении двух часов затонул. Во время двухчасового крушения челюскинцы дисциплинированно и организованно выгрузили на лед запасы продовольствия и горючего. Вовремя разрезав канаты, которыми был к палубе прикреплен перевозимый Челюскиным строительный материал, челюскинцы обеспечили то, что значительная часть стройматериалов всплыла. После гибели парохода они, хотя и с большим трудом, извлекали изо льда бревна, доски, дрова и прочее снаряжение.
Во время крушения парохода погиб завхоз «Челюскина» Б.Г. Могилевич, остававшийся на корабле до последнего вместе с капитаном В.И. Ворониным и начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом. Он не сумел вовремя спрыгнуть – его придавило бочками. Все остальные члены экипажа и экспедиции сошли невредимыми.
Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934 г., 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству спасательных аэродромов, которые постоянно разламывались, покрывались трещинами и торосами, заносились снегом.
Для организации спасения полярников была образована специальная правительственная комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не существовало. Надежда была только на авиацию. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов.
5 марта 1934 г. полярному летчику А. Ляпидевскому удалось совершить удачный рейс в лагерь челюскинцев и вывезти 12 человек (всех женщин и двух маленьких детей), остальных полярников смогли эвакуировать только в апреле 1934 г. 13 апреля 1934 г. были вывезены последние челюскинцы, в том числе капитан «Челюскина» В.И. Воронин.
В связи с успешным окончанием спасательной операции была учреждена высшая степень отличия СССР — звание Героя Советского Союза. Это звание присвоили летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Одновременно все они были награждены орденами Ленина. Были также награждены совершившие перелет все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного Знамени.
В Центре документации общественных организаций Свердловской области имеется на хранении личный фонд одного из участников экспедиции ученого-физика Ибрагима Гафуровича Факидова.
И.Г. Факидов родился 1 августа 1906 года в деревне Хуру-Узень, впоследствии переименованной в Солнечногорск Алуштинского района Крымской области в крестьянской семье. В 1922 году поступил на трехгодичные курсы Симферопольского рабфака. В 1930 году окончил Ленинградский Физико-Механический Институт. Научную деятельность начал в магнитной лаборатории Ленинградского физико-технического института.
В 1931-1932 гг. И.Г. Факидов в должности магнитолога принял участие в полярных экспедициях на Кольский полуостров под руководством академика А.Е.Ферсмана, на Северную землю на ледоколе "Русанов". За участие в походе парохода "Челюскин" под руководством О.Ю. Шмидта в 1934 году И.Г. Факидов награжден был орденом Красной Звезды. В 1935 году проводил исследовательские работы в высокоширотной экспедиции на ледоколе "Садко".
И.Г. Факидов был в числе первых сотрудников организованного в 1932 году Уральского физико-технического института, с 1946 по 1973 год работал в этом институте (впоследствии Институт физики металлов УНЦ АН СССР) заведующим лабораторией, за исключением периода 1938 - 1945 г., в течение которого он работал заведующим кафедрой физики Ленинградского института механизации сельского хозяйства.
В годы Великой Отечественной Войны И.Г. Факидов был зачислен в группу И.В. Курчатова и А.П. Александрова по размагничиванию кораблей и откомандирован Президиумом АН СССР в распоряжение штаба Тихоокеанского флота для работы консультантом технического отдела.
Многие годы И.Г.Факидов занимался научно-педагогической деятельностью. В 1935 году ему была присуждена степень кандидата физико-математических наук, в 1936 году - звание доцента, в 1961 году - звание профессора.
Архивные документы личного фонда И.Г. Факидова позволили нам восстановить некоторые интересные подробности полярной экспедиции челюскинцев, 80-летие которой мы отмечаем в 2014 году.