7 ноября этого года в Центре документации прошел семинар специалистов архивов Свердловской области с учителями-обществоведами, руководителями школьных музеев и педагогами дополнительного образования по теме «Культура Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Семинар был организован в рамках соглашения между Управлением архивами Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Ассоциацией педагогов-выпускников исторического факультета УРФУ (УРГУ) под председательством И.С.Огоновской и действительно проходил в форме обмена новейшими знаниями, опытом и практическими открытиями преподавателей-историков из городов Свердловской области с профессиональными архивистами областного центра.
Открыл этот инновационный семинар начальник Управления архивами Свердловской области, в прошлом сам учитель истории, кандидат исторических наук А.А.Капустин. В приветственном слове к участникам семинара он рассказал об основных направлениях работы архивов, их дне сегодняшнем и перспективах, а также о совместной с сообществом учителей-историков научно-исследовательской деятельности. Александр Александрович обратил внимание участников встречи на огромный потенциал ведомства в организации мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся и студентов в преддверии юбилейных дат великой победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема поистине неиссякаема, как и та, что вынесена в заголовок семинара. Ведь линия фронта проходила не только там, где грохотали танки и оружие. Борьба с врагом с момента начала страшной войны шла в госпиталях и учебных аудиториях, в концертных и музейных залах, на театральных подмостках и в картинных галереях. Главной темой творчества работников культуры стало ежедневное разоблачение вражеских намерений и пропаганды, поддержание моральной силы соотечественников, их веры в ближайшую победу над врагом и счастливое будущее.
Надо сказать, что в 1941 году на Урале уже была солидная материальная база для ведения культурно – просветительной работы. Однако война повлекла за собой и большие трудности. Многие клубные, библиотечные работники ушли на фронт. Резко сократились масштабы культурного строительства. Помещения ряда клубов, красных уголков, библиотек пришлось передавать под жилье для эвакуированных на Урал трудящихся. И, тем не менее, даже в таких условиях, клубы, дома и Дворцы культуры организовывали выступления самодеятельных коллективов в госпиталях, на призывных пунктах, давали концерты на вокзалах для проходивших воинских эшелонов. Сценической площадкой для самодеятельных артистов стали цеха промышленных предприятий, выполнявших заказы фронта. В репертуаре художественной самодеятельности широкое распространение получили патриотические произведения советских писателей и поэтов, созданные в годы войны, посвященные героической борьбе советского народа против фашистских оккупантов.
Местные партийные организации, Советы депутатов трудящихся принимали действенные меры к повышению уровня работы в избах – читальнях, клубах, Домах культуры, библиотеках. Учреждения культуры стали лучше обеспечивать топливом, освещением, оборудованием, укреплять их кадры.
Осуществляя эти задачи, уральские партийные, советские и общественные организации широко использовали метод народной стройки очагов культуры. Это дало возможность в короткие сроки при сравнительно небольших затратах построить сотни учреждений культуры. Особенно быстро росла сеть киноустановок. За 1940-1950 годы в шести уральских областях она увеличилась почти в два раза.
Уже в 1941 году в Свердловск в авральном темпе прибывали грузы с культурными ценностями: в здании местной картинной галереи было размещено 1 миллион 117 тысяч экспонатов Государственного Эрмитажа, из Ленинграда же была эвакуирована студия “Ленфильм”. Здесь же нашли временное прибежище многие московские издательства, а в сентябре разместился МХАТ (Московский художественный театр) и театр Советской Армии. В 1942—1943 годах в здании Уральского индустриального института работал факультет искусствоведения МГУ. Из Москвы, Ленинграда, Киева приезжали эвакуированные писатели, художники, актеры, ученые.
В первые дни войны П.П. Бажов, уже широко известный автор “Малахитовой шкатулки”, пришел в областной комитет партии и попросил считать его “мобилизованным”. 27 июня он был назначен на должность главного редактора Свердловского областного государственного издательства и пробыл на этом посту до 30 марта 1942 года. Кроме того, он был еще и секретарем Свердловского отделения союза писателей СССР, а позднее и председателем.
К концу 1941 года в свердловском отделении СП насчитывалось около 60 человек. Большая часть из них были люди, приехавшие из Москвы, Ленинграда, Киева, такие широко известные литературные деятели, как М. Шагинян, О. Форш, А. Караваева, А. Барто, О. Иваненко, Ф. Гладков, Е. Пермяк, Л. Кассиль и др. В годы войны Свердловск посетили А. Сурков, А. Новиков-Прибой, А. Фадеев. Совместно со свердловскими писателями сложился большой дружный творческий коллектив, который в условиях военного времени работал весьма плодотворно.
Творческая жизнь Свердловской писательской организации протекала бурно. Устраивались встречи, так называемые “четверги”, где обсуждались проблемы творчества в современных условиях. По инициативе П.П. Бажова был задуман и издан сборник “Говорит Урал”, где писатели рассказали о трудовом героизме уральцев, об их помощи фронту, а с 1942 года в Свердловске начал издаваться альманах “Уральский современник”. П.П. Бажов был его главным редактором до 1950 года. Писатели, включая и молодых, могли оперативно публиковать свои новые произведения, пополняя тем самым копилку уральской литературы.
В 1941 году в Свердловск были эвакуированы многие живописцы, целые художественные организации, как, например, Художественный фонд СССР во главе со скульптором С.Д. Меркуровым. Численный состав Свердловской организации Союза художников удвоился и составлял более шестидесяти человек. Писатели и художники работали в тесном контакте, творческие организации размещались в одном доме на улице Пушкина № 12 до тех пор, пока здание не было занято под госпиталь.
Словом, вспомнить, услышать и рассказать было о чем на состоявшейся встрече. Так, начальником отдела использования и публикации архивных документов ГАСО О. А. Бухаркиной был сделан доклад о театрах Свердловска в годы Великой Отечественной войны. Заведующая отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата Государственного архива Красноуфимска Н.С Тимофеева поведала о малоизвестных фактах из истории Первого областного колхозно-совхозного театра этого города.
Захватывающим и интересным прозвучал монолог известного уральского музыковеда, заслуженного деятеля искусств, члена Союза композиторов России Н.М.Вильнер, из уст которой собравшиеся услышали, как нелегко жилось творческим деятелям в годы войны, жизнь которых складывалась из каждодневных репетиций, постоянных концертов в госпиталях, выступлений перед фронтовиками между боями с врагами. Многие из артистов так и не вернулись с боевых позиций советской армии, погибнув на полях сражений вместе с солдатами.
Эстафету повествования о работе деятелей культуры на Урале в военное время продолжила заведующая музеем Екатеринбургского Театра оперы и балета Б.А. Шевченко. Из ее рассказа слушатели узнали о репертуаре той поры, о том, как, несмотря на отсутствие отопления, всегда был полон зрителями зал и как полученные от спектаклей гонорары артисты сдавали на создание орудия.
И как водится на открытых уроках, участники семинара вели между собой творческий диалог – непринужденный, откровенный, заинтересованный. Архивистам по-настоящему было интересно узнать, что думают о прошлом, настоящем и будущем современные учащиеся, а учителя не скрывали свою озабоченность по поводу содержания учебников истории и попыток переписать ее нечистоплотными идеологами.
Семинар завершился экскурсией по выставке архивных документов «Искусство и культура Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», хранящихся в ЦДООСО. Ее презентовала начальник отдела использования и публикации архивных документов, кандидат исторических наук Н.М. Прошина.
В экспозиции - пожелтевшие фотографии давних лет, истонченные, потрескавшиеся, как старая, благородная кожа, бумажные страницы, беспристрастные документы - свидетели прошлой жизни.
Вот лишь некоторые из них: отчет о работе Союза советских писателей с 1941 по 1945 годы; план массовых мероприятий ЦПК и О им. Маяковского на летний сезон 1945 года; благодарность эвакогоспиталя Военно-шефской комиссии ТЮЗа за проведение концерта в марте 1943 года; сведения о проведении военно-шефских концертов артистами Свердловской государственной филармонии и много-много других материалов, которые дают возможность представить жизнь нашей большой страны в тяжелые годы войны.
И все это вместе – напоминание о вчерашнем, размышление о том, что было, что может быть. Открытый урок истории для нас, ныне живущих.