Сосьвинская районная контрольная комиссия Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – Сосьвинский районный отдел рабоче-крестьянской инспекции (далее – РКК ВКП(б) – РКИ) была создана в соответствии с постановлением Президиума Центральной контрольной комиссии ВКП(б) от 08 августа 1930 г., постановлением Президиума Центральной контрольной комиссии ВКП(б) и коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР от 13 августа 1930 г. [ЦДООСО. Ф.424.Оп.1.Д.816.Л.40, 43, 63, 63об.], постановлением президиума Уральской областной контрольной комиссии ВКП(б) и Уральского областного отдела рабоче-крестьянской инспекции от 26 августа 1930 г. [ЦДООСО. Ф.4.Оп.8.Д.176.Л.205.].

Основными задачами РКК ВКП(б) – РКИ являлись обеспечение проведения генеральной линии Коммунистической партии, укрепление ее единства и авторитета, совершенствование советского и хозяйственного аппарата на территории Сосьвинского района [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. М.: Изд-во «Власть Советов», 1932. С. 41.].

В соответствии с указанными задачами на РКК ВКП(б) – РКИ возлагались следующие обязанности:

  • – содействие Сосьвинскому районному комитету ВКП(б) (далее – райкому) в деле улучшения социального состава Тавдинской районной партийной организации и вовлечения в ряды последней лучшей части трудящихся;
  • – борьба с нарушениями членами ВКП(б) программы, устава, решений съездов и конференций партии;
  • – борьба с антипартийными группировками, проявлениями фракционности, извращениями линии партии в работе Сосьвинской районной партийной организации и отдельных коммунистов, нарушавшими своими действиями единство ВКП(б) и подрывавшими ее авторитет;
  • – очищение ВКП(б) от идеологически чуждых и вредных элементов;
  • – систематическое изучение отрицательных явлений имевшихся в Сосьвинской районной партийной организации и причин их возникновения;
  • – рассмотрение персональных дел кандидатов в члены ВКП(б) и членов ВКП(б);
  • – контроль исполнения партийными органами, органами государственной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, действовавшими на территории Сосьвинского района нормативных актов высших и центральных партийных органов, органов государственной власти и управления;
  • – борьба с проявлениями бюрократизма в работе аппарата партийных органов, органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района;
  • – привлечение широких слоев трудящихся к организации систематического контроля работы аппарата органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, действовавшихна территории Сосьвинского района и др. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 41–43.].

В состав РКК ВКП(б) – РКИ входили Сосьвинская районная контрольная комиссия Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и Сосьвинский районный отдел рабоче-крестьянской инспекции.

Сосьвинская районная контрольная комиссия Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (далее – РКК ВКП(б)) должна была избираться на районных партийных конференциях [ЦДООСО. Ф.1201.Оп.1.Д.15.Л.70, Д.22.Л.80, 80об.; Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 43.] и отчитываться о своей деятельности непосредственно перед ними и Уральской областной контрольной комиссией ВКП(б). [ЦДООСО. Ф.424.Оп.1.Д.1446.Л.1, 13, 148, Ф.1202.Оп.1.Д.9.Л.1–31; Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 46.].

Согласно выявленным документам Центра документации общественных организаций Свердловской области (далее – ЦДООСО), до создания РКК ВКП(б) партийный контроль на территории Сосьвинского района осуществлял уполномоченный Тагильской окружной контрольной комиссии ВКП(б) – Тагильского окружного отдела рабоче-крестьянской инспекции по Сосьвинскому району [ЦДООСО. Ф.1451. Оп.1.Д.1.Л.8.].

РКК ВКП(б) должна была состоять в основном из трудящихся, имеющих опыт партийной, советской, хозяйственной работы и способных осуществлять эффективный партийно-государственный контроль деятельности аппарата партийных органов, органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 43, 44.].

Членами РКК ВКП(б) не могли быть работники райкома, а также лица, занимающие руководящие административные или хозяйственные должности. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 44.].

Члены РКК ВКП(б), принимая участие в районных партийных конференциях, заседаниях бюро райкома, районных съездах Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, имели право совещательного голоса. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 46.].

Постановления РКК ВКП(б) не подлежали отмене райкомом, но вступали в силу только после согласования с ним. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 46.].

В случае расхождения РКК ВКП(б) и райкома в принятии решения по какому-либо вопросу, последний должен был рассматриваться на совместных заседаниях данных органов. При отсутствии между ними соглашения рассмотрение вопроса передавалось в Уральскую областную контрольную комиссию ВКП(б) [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 44.].

Председатель РКК ВКП(б) одновременно являлся заведующим Сосьвинским районным отделом рабоче-крестьянской инспекции (далее – районным отделом РКИ) [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.90.], созданном при Сосьвинском районном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 44.].

Районный отдел РКИ имел право:

  • – проводить обследования всех учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района (кроме учреждений, организаций, предприятий всесоюзного, республиканского и областного значения);
  • – знакомиться в установленном порядке со всеми документами учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района;
  • – привлекать к дисциплинарной, административной и судебной ответственности за совершенные правонарушения должностных лиц учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района. [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 45.].

При районном отделе РКИ [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 45.] с января 1931 г. работало бюро жалоб [ЦДООСО. Ф.1451.Оп.1.Д.3.Л.9.], основной задачей которого являлось оперативное рассмотрение обращений граждан об искривлениях линии Коммунистической партии и советского правительства, неправильных действиях аппарата органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих деятельность на территории Сосьвинского района, проявлениях бюрократизма и других недостатках в его работе, нарушениях прав трудящихся [ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.26, Д.71.Л.2.].

В соответствии с указанной задачей на бюро жалоб при районном отделе РКИ возлагались следующие обязанности:

  • – организация изучения и обобщения жалоб граждан в целях своевременного устранения и предупреждения недостатков в работе учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района;
  • – информирование о недостатках в работе учреждений, организаций, предприятий, действовавших на территории Сосьвинского района, областных и районных партийных органов, органов государственной власти;
  • – организация массовых проверок исполнения директив Коммунистической партии и советского правительства учреждениями, организациями, предприятиями, действовавших на территории Сосьвинского района [ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.71.Л.2.].

Бюро жалоб при районном отделе РКИ имело право, в зависимости от результата рассмотрения жалоб и заявлений граждан, налагать на должностных лиц взыскания (от вынесения общественного порицания до снятия с работы). Кроме того, в случае необходимости, бюро могло направлять документы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан в правоохранительные органы [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26, Д.71.Л.2.].

Рассмотрению бюро не подлежали жалобы и заявления на приговоры, постановления и решения правоохранительных, налоговых и земельных органов [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26об.].

В составе бюро, помимо заведующего, которым являлся один из членов РКК ВКП(б) [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26.], должно было находиться не менее двух заседателей, избранных на собраниях трудовых коллективов Сосьвинского района [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26.].

Общее руководство работой РКК ВКП(б) – РКИ осуществляли пленумы РКК ВКП(б), которые должны были собираться не реже одного раза в два месяца. На них утверждались планы работы РКК ВКП(б) – РКИ, рассматривались важнейшие вопросы хозяйственного и культурного строительства в Тавдинском районе, избирался президиум РКК ВКП(б) (в том числе председатель РКК ВКП(б) и ее секретарь).

Президиум РКК ВКП(б) должден был руководить всей работой РКК ВКП(б) – РКИ между пленумами РКК ВКП(б), отчитываться перед ними об итогах своей деятельности [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 44.], утверждать постановления бюро жалоб при районном отделе РКИ о наложении взысканий на должностных лиц [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.71.Л.2.]. В президиуме РКК ВКП(б) учреждения, организации, предприятия и граждане могли обжаловать постановления бюро жалоб при районном отделе РКИ ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26.].

На заседаниях президиума РКК ВКП(б) допускалось присутствие всех членов РКК ВКП(б), которые имели при этом право совещательного голоса [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 44.].

Постановления президиума РКК ВКП(б) могли быть обжалованы учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами в Уральской областной контрольной комиссии ВКП(б) – Уральском областном отделе рабоче-крестьянской инспекции [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26, 90.].

Наряду с президиумом РКК ВКП(б) рассмотрение важнейших вопросов, касающихся контроля исполнения органами государственной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, действовавшими на территории Сосьвинского района, нормативных актов высших и центральных партийных органов, органов государственной власти и управления, совершенствования местного советского и хозяйственного аппарата возлагалось на коллегию районного отдела РКИ. Коллегия, также как и президиум РКК ВКП(б), должна была утверждать постановления бюро жалоб при районном отделе РКИ о наложении взысканий на должностных лиц [ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.71.Л.2.].

Состав коллегии подлежал утверждению президиумом Сосьвинского районного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [Справочник работника КК РКИ. Руководящие материалы и директивы о работе КК РКИ. С. 45.].

Согласно выявленным документам Центра документации общественных организаций Свердловской области в августе 1931 г. РКК ВКП(б) – РКИ прекратила свою деятельность [ЦДООСО. Ф.1451.Оп.1.Д.3.Л.56. ] в связи с ликвидацией на территории Уральской области Сосьвинского района [ЦДООСО. Ф.88.Оп.1.Д.86.Л.12, 45, Ф.232.Оп.1.Д.60.Л.1.]. Осуществление партийно-государственного контроля на территории населенных пунктов ликвидированного Сосьвинского района было возложено на Надеждинскую районную контрольную комиссию ВКП(б) – Надеждинский районный отдел рабоче-крестьянской инспекции [ЦДООСО. Ф.88.Оп.1.Д.86.Л.12, 45, Ф.232.Оп.1.Д.60.Л.1.]. Постановления вышестоящих партийных органов, органов партийно-государственного контроля о ликвидации Сосьвинской районной контрольной комиссии ВКП(б) – Сосьвинского районного отдела рабоче-крестьянской инспекции и точная дата прекращения ее деятельности в документах Центра документации общественных организаций Свердловской области не выявлены.

Фонд № 1451 Сосьвинской районной контрольной комиссии Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – Сосьвинского районного отдела рабоче-крестьянской инспекции содержит 4 дела за 1930-1931 гг., находящихся в удовлетворительном физическом состоянии.

Фонд, наряду с документами РКК ВКП(б) – РКИ, содержит также документы уполномоченного Тагильской окружной контрольной комиссии ВКП(б) – Тагильского окружного отдела рабоче-крестьянской инспекции по Сосьвинскому району.

Документы РКК ВКП(б) – РКИ в неупорядоченном виде поступили на хранение в партийный архив Свердловской области (далее – ПАСО) в 1939 г.

В результате экспертизы ценности и научно-технической обработки этих документов, проведенных сотрудниками ПАСО, в 1972 г. на учет поступили 4 дела, сформированных из организационно-распорядительных документов РКК ВКП(б) – РКИ. Данные дела были внесены в опись № 1.

В 1976 г. в результате проверки наличия и состояния дел фонда, проведенной сотрудниками ПАСО, установлено, что объем фонда составляет 4 дела.

В документах, содержащихся в деле фонда, сведений об изменениях в объеме фонда не выявлено.

Информация о составе дел фонда содержится в описи № 1.

Дела в описи расположены в соответствии с хронологически-номинальной схемой систематизации дел.

В опись внесено дело № 1, содержащее документы, даты которых (июнь – август 1930 г.) не соответствуют времени существования РКК ВКП(б) – РКИ.

К документам фонда в качестве научно-справочного аппарата составлены историческая справка и опись № 1, к которой имеется титульный лист, оглавление, список сокращений, предисловие.

В фонде содержатся следующие документы:

  • Директивные указания, письма, постановления, протоколы заседаний вышестоящих органов партийно-государственного контроля, относящиеся к работе РКК ВКП(б) – РКИ;
  • Протоколы пленума, заседаний президиума РКК ВКП(б);
  • Анкеты, выписки из протоколов, заявления, переписка, справки РКК ВКП(б) – РКИ, партийных ячеек о рассмотрении персональных дел коммунистов (1931).