Четкаринская районная контрольная комиссия Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – Четкаринский районный отдел рабоче-крестьянской инспекции (далее РКК ВКП(б) – РКИ) была создана в соответствии с постановлением III пленума Уральской областной контрольной комиссии ВКП(б) – Уральского областного отдела рабоче-крестьянской инспекции от 21 – 24 декабря 1929 г. (ЦДООСО. Ф.424.Оп.1.Д.559.Л.184-184об.), постановлением президиума Уральской областной контрольной комиссии ВКП(б) – Уральского областного отдела рабоче-крестьянской инспекции от 15 декабря 1929 г. (ЦДООСО. Ф.424.Оп.1.Д.559а.Л.217.).

Следует отметить, что до создания РКК ВКП(б) - РКИ партийный контроль на территории Четкаринского района осуществлял уполномоченный Шадринской окружной контрольной комиссии ВКП(б) – Шадринского окружного отдела рабоче-крестьянской инспекции по Четкаринскому району (ЦДООСО. Ф.514.Оп.1.Д.74.Л.60,Д.77.Л.8.).

РКК ВКП(б) – РКИ избиралась на районных партийных конференциях (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.89об., Ф.514.Оп.1.Д.74.Л.142, Д.82.Л.24.) и отчитываться о своей деятельности непосредственно перед ними и Уральской областной контрольной комиссией ВКП(б) – Уральским областным отделом рабоче-крестьянской инспекции) (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.1.Л.40, Д.3.Л.8, Д.27.Л.91, Ф.514.Оп.1. Д.82.Л.18, Ф.3874.Оп.1.Д.1.Л.16.).

Основными задачами РКК ВКП(б) – РКИ являлись обеспечение проведения генеральной линии Коммунистической партии, укрепление ее единства и авторитета, совершенствование советского и хозяйственного аппарата на территории Четкаринского района (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.89.).

В соответствии с указанными задачами на РКК ВКП(б) – РКИ возлагались следующие обязанности:

  • содействие Четкаринскому районному комитету ВКП(б) (далее – райкому) в деле улучшения социального состава Четкаринской районной партийной организации и вовлечения в ряды последней лучшей части трудящихся;
  • борьба с нарушениями членами ВКП(б) программы, устава, решений съездов и конференций партии;
  • борьба с антипартийными группировками, проявлениями фракционности, извращениями линии партии в работе Четкаринской районной партийной организации и отдельных коммунистов, нарушавшими своими действиями единство ВКП(б) и подрывавшими ее авторитет;
  • очищение ВКП(б) от идеологически чуждых и вредных элементов;
  • систематическое изучение отрицательных явлений имевшихся в Четкаринской районной партийной организации и причин их возникновения;
  • рассмотрение персональных дел кандидатов в члены ВКП(б) и членов ВКП(б);
  • контроль исполнения партийными органами, органами государственной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, осуществлявшими свою деятельность на территории Четкаринского района нормативных актов высших и центральных партийных органов, органов государственной власти и управления;
  • борьба с проявлениями бюрократизма в работе аппарата партийных органов, органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, осуществлявших свою деятельность на территории Четкаринского района;
  • привлечение широких слоев трудящихся к организации систематического контроля работы аппарата органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, осуществлявших свою деятельность на территории Четкаринского района и др. (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.89,89об.).

РКК ВКП(б) – РКИ имела право:

  • проводить обследования всех учреждений, организаций, предприятий, осуществлявших свою деятельность на территории Четкаринского района (кроме учреждений, организаций, предприятий всесоюзного, республиканского и областного значения);
  • знакомиться в установленном порядке со всеми документами учреждений, организаций, предприятий, осуществлявших свою деятельность на территории Четкаринского района;
  • привлекать к дисциплинарной, административной и судебной ответственности должностных лиц учреждений, организаций, предприятий, осуществлявших свою деятельность на территории Четкаринского района, совершивших правонарушения (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.1.Л.39,Д.27.Л. 90об.).

Постановления РКК ВКП(б) не подлежали отмене райкомом, но вступали в силу только после согласования с ним (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.90об., Ф.3874.Оп.1.Д.2.Л.75, 97.).

В случае расхождения РКК ВКП(б) и райкома в принятии решения по какому-либо вопросу, последний должен был рассматриваться на совместных заседаниях данных органов (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.90об.Л.91.).

РКК ВКП(б) – РКИ должна была состоять в основном из трудящихся, имеющих опыт партийной, советской, хозяйственной работы и способных осуществлять эффективный партийно-государственный контроль деятельности аппарата партийных органов, органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Четкаринского района (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.90.).

Членами РКК ВКП(б) – РКИ не могли быть работники райкома, а также лица, занимающие руководящие административные или хозяйственные должности (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.90.).

Члены РКК ВКП(б) – РКИ, принимая участие в районных партийных конференциях, заседаниях бюро райкома, имели право совещательного голоса (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.1.Л.40,Д.27.Л.90об.).

Председатель РКК ВКП(б) одновременно являлся заведующим районным отделом РКИ (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.90.).

Руководство всей текущей работой РКК ВКП(б) – РКИ осуществлял президиум. На его заседаниях могли присутствовать все члены РКК ВКП(б) – РКИ, имея право совещательного голоса.

Президиум утверждал постановления собраний партийных ячеек об исключении членов ВКП(б) из партии и лишении права занятия руководящей, ответственной должности.

Постановления президиума могли быть обжалованы учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами в вышестоящих органах партийно-государственного контроля (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.1.Л.39, Д.27.Л.26, 90.).

При РКК ВКП(б) – РКИ, работало бюро жалоб (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.26, Д.71.Л.2Л.73об.), основной задачей которого являлось оперативное рассмотрение жалоб и заявлений граждан об искривлениях линии Коммунистической партии и советского правительства, неправильных действиях аппарата органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих деятельность на территории Четкаринского района, проявлениях бюрократизма и других недостатках в его работе, нарушениях прав трудящихся (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.26,Д.71.Л.2.).

В соответствии с указанной задачей на бюро жалоб возлагались следующие обязанности:

  • организация изучения и обобщения жалоб граждан в целях своевременного устранения и предупреждения недостатков в работе учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих деятельность на территории Четкаринского района;
  • информирование о недостатках в работе учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих деятельность на территории Четкаринского района, областных и районных партийных органов, органов государственной власти;
  • организация массовых проверок исполнения директив Коммунистической партии и советского правительства учреждениями, организациями, предприятиями, осуществляющими деятельность на территории Четкаринского района (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.71.Л.2.).

Бюро имело право, в зависимости от результата рассмотрения жалоб и заявлений граждан, налагать на должностных лиц взыскания (от вынесения общественного порицания до снятия с работы). Кроме того, в случае необходимости, бюро могло направлять документы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан в правоохранительные органы (ЦДООСО. Ф.66. Оп.1.Д.27.Л.26,Д.71.Л.2.).

Рассмотрению бюро не подлежали жалобы и заявления на приговоры, постановления и решения правоохранительных, налоговых и земельных органов (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26об.).

В составе бюро, помимо заведующего (которым являлся один из членов РКК ВКП(б) – РКИ) должно было находиться не менее двух заседателей, избранных на собраниях трудовых коллективов Четкаринского района (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26.).

Постановления бюро, касающиеся наиболее важных вопросов его деятельности (в том числе вопросов о наложении взысканий на должностных лиц) должны были утверждаться президиумом РКК ВКП(б) – РКИ (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26, Ф.3874.Оп.1.Д.2.Л.73об.).

Постановления бюро могли быть обжалованы учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами в президиуме РКК ВКП(б) – РКИ (ЦДООСО. Ф.66.Оп.1.Д.27.Л.26.).

Согласно выявленным документам Центра документации общественных организаций Свердловской области расследование нарушений устава ВКП(б), совершенных кандидатами в члены ВКП(б) и членами ВКП(б) Четкаринского района проводил партийный следователь, обязанности которого исполнял секретарь РКК ВКП(б) – РКИ (ЦДООСО. Ф.3874.Оп.1.Д.2.Л.31-33, 48.). Он составлял заключения о результатах проведенных расследований и направлял их в президиум РКК ВКП(б) – РКИ. Им также должны были составляться заключения о рассмотрении апелляций на решения партийных ячеек Четкаринского района, направленных членами ВКП(б) в РКК ВКП(б) - РКИ. Кроме того, партийный следователь должен был направлять РКК ВКП(б) - РКИ предложения о принятии мер по ликвидации отрицательных явлений, имевшихся в Четкаринской районной партийной организации и устранению причин их возникновения (ЦДООСО. Ф.67.Оп.1.Д.5.Л.18.).

В 1932 г. (ЦДООСО. Ф.3874. Оп.1.Д.2.Л.99, 100.) в связи с ликвидацией на территории Уральской области Четкаринского района (ЦДООСО. Ф.4.Оп.9.Д.46.Л.48. 49, 52.) РКК ВКП(б) - РКИ прекратила свою деятельность (Постановления вышестоящих партийных органов, органов партийно-государственного контроля о ликвидации Четкаринской районной контрольной комиссии ВКП(б) – Четкаринского районного отдела рабоче-крестьянской инспекции и точная дата прекращения ее деятельности в документах Центра документации общественных организаций Свердловской области не выявлены). Осуществление партийно-государственного контроля на территории населенных пунктов ликвидированного Четкаринского района было возложено на Камышловскую районную контрольную комиссию ВКП(б) – Камышловский районный отдел рабоче-крестьянской инспекции (ЦДООСО. Ф.515.Оп. 1.Д.1.Л.2, 6.).

Фонд № 3874 Четкаринской районной контрольной комиссии Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – Четкаринского районного отдела рабоче-крестьянской инспекции содержит 3 дела за 1930 - 1931 гг., находящихся в удовлетворительном физическом состоянии.

Фонд, наряду с документами РКК ВКП(б) - РКИ, содержит также протоколы заседаний районной комиссии по чистке советского аппарата, протоколы заседаний комиссий при сельских Советах Четкаринского района по чистке советского аппарата и документы к ним.

В соответствии с листом фонда и карточкой фонда (формой учета документов, выполнявшей в партийных архивах до 1991 г. функции, аналогичные функциям листа фонда в государственных архивах), сведений об изменениях в объеме фонда не выявлено.

В результате экспертизы ценности и научно-технической обработки документов РКК ВКП(б) - РКИ, проведенных сотрудниками партийного архива Свердловской области (далее - ПАСО), в 1960 г. на учет поступило 3 дела, сформированных из организационно-распорядительных документов РКК ВКП(б) – РКИ. На данные дела была составлена опись № 1.

В 1976 г. в результате проверки наличия и состояния дел фонда, проведенной сотрудниками ПАСО, установлено, что объем фонда составляет 3 дела.

Информация о составе дел фонда содержится в описи № 1.

Опись № 1 содержит сформированные из организационно-распорядительных документов РКК ВКП(б) – РКИ дела, которые расположены в ней в соответствии с номинальным признаком систематизации единиц хранения.

Следует отметить, что в фонде отсутствуют документы РКК ВКП(б) – РКИ за 1930 г.

К документам фонда в качестве научно-справочного аппарата составлены историческая справка и опись № 1, к которой имеется титульный лист, оглавление, список сокращений, предисловие.

Фонд РКК ВКП(б) – РКИ содержит следующие документы:

  • Письма, постановления Уральской областной контрольной комиссии ВКП(б) – Уральского отдела рабоче-крестьянской инспекции, относящиеся к работе РКК ВКП(б) – РКИ;
  • Протоколы заседаний президиума РКК ВКП(б) – РКИ и документы к ним (1931 г.);
  • Протоколы заседаний районной комиссии по чистке советского аппарата и документы к ним (1930 г.);
  • Протоколы заседаний комиссий при сельских Советах Четкаринского района по чистке советского аппарата и документы к ним (1930 г.).